Фантастика и реальность. Что посмотреть в Национальном центре «Россия»

. Открытие состоялось 4 ноября

В Национальном центре «Россия» рассказали о концепции первой выставки

Обновлено 12 ноября 2024, 07:48
Алексей Филиппов / Фотохост-агентство РИА Новости
Фото: Алексей Филиппов / Фотохост-агентство РИА Новости

4 ноября на территории бывшего «Экспоцентра» на Краснопресненской набережной в Москве открылся Национальный центр «Россия». Корреспондент РБК Life посетил его еще до официального открытия и рассказывает о масштабном проекте в деталях.

Какие изобретения предсказали писатели

Национальный центр «Россия» открылся научно-фантастическим симпозиумом «Создавая будущее» и временной выставкой «Наследие для будущего». На симпозиум приехали делегаты из 101 страны. «Это фантасты, художники, инженеры, ученые, представители культуры, руководители лучших музеев мира», — рассказала генеральный директор Национального центра «Россия» Наталья Виртуозова.

Из-за проведения симпозиума 4, 5 и 6 ноября посещение возможно только по регистрации, с 7 ноября двери открыты для всех, вход — бесплатный, как и на международной выставке-форуме «Россия», преемником которой является Национальный центр «Россия».

Выставка «Наследие для будущего» состоит из трех частей. Первая посвящена тому, как мечты и фантазии писателей превратились в изобретения, которые в наши дни уже стали обыденностью.

«Фантастика и жизнь — это постоянное соревнование друг с другом. В 1848 году в газете «Московские ведомости» появилась любопытная заметка. «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полетах на Луну сослать в отдаленное поселение — Байконур». Это пример того, как жизнь опережает фантастику. В этом же зале мы, наоборот, наблюдаем, как фантастика опережает жизнь», — рассказал в беседе с журналистами писатель-фантаст, историк Евгений Харитонов.

По его мнению, фантастика — начитанность и внимательность писателей к тому, что происходило в науке, в жизни, и способность это экстраполировать. По словам историка, в эпоху «больших предсказаний в фантастике» многие писатели сами имели отношение к науке и инженерным дисциплинам. Автор «Незнайки на Луне» Николай Носов пусть и не был ученым, но увлекался инженерным делом и стал первым, кто описал робот-пылесос.

«Бывали случаи и удивительных прозрений писателей, которые не имели отношения к науке. Например, Сирано де Бержерак предсказал многоступенчатую ракету», — говорит Евгений Харитонов. А Федор Достоевский в «Братьях Карамазовых» озвучил идею искусственного спутника Земли.

Еще примеры: Владимир Одоевский предсказал появление копировального аппарата и голосовых сообщений, Владимир Маяковский — беспилотников, Александр Беляев — мобильных телефонов, Кир Булычев — смартфонов, а Аркадий и Борис Стругацкие — поисковых систем и нейросетей.

В числе предсказаний от Жюля Верна — появление скоростных поездов, Эдварда Беллами — кредитных карт, Льюиса Кэррола — мессенджеров, Марка Твена — социальные сетей. Появление сети спутников на орбите Земли предсказал Артур Кларк.

Космодром и виртуальный проводник

Рядом с первым залом есть пространство, прежде всего подготовленное для юных гостей выставки — «Время первых». Здесь три основные смысловые зоны. Зал № 1 представляет собой космический футуристический космодром. Зал № 2 посвящен великим изобретениям наших авторов, там же посетители выставки увидят и реальные изобретения детей, участников «Движения первых». Зал № 3 познакомит с множеством национальностей и регионами страны.

Эта часть проекта представляет собой иммерсивное шоу, здесь даже есть виртуальный проводник — Алиса. В пресс-службе выставки описывают ее как «оживший образ фантазий, девочку школьного возраста, живущую в футуристической России будущего».

Кроме того, на выставке есть и виртуальные помощники — «герои мультипликационного сериала «Фиксики», которые расскажут ребятам простым, понятным для них языком о том, как устроены великие изобретения российских деятелей», уточняет Мария Данилова, руководитель департамента организационного сопровождения проектов российского движения детей и молодежи «Движение первых».

У этой экспозиции нет возрастных ограничений. Она будет работать в формате экскурсий с использованием аудиогидов, которые представляют собой авторскую музыкальную дорожку, написанную специально под проект.

Художники будущего

Вторая часть выставки «Наследие для будущего» — работы молодых художников из шести стран. Здесь впервые в мире собрали работы выпускников академий художеств нескольких стран: России, Китая, Индии, Бразилии, Ирана и Эфиопии. Население этих стран в совокупности превышает треть населения всего мира — более 3,5 млрд человек.

Некоторые из художников, чьи работы представлены на выставке, «безусловно, станут открытием и художниками будущего», заметила Наталья Виртуозова.

Исключение из числа работ выпускников — уменьшенная версия прославленной скульптуры «Дитя Земли» китайского мастера Дона Шубина. Выглядит такой арт-объект как громадный младенец. Оригинал скульптуры находится в пустыне Гоби и призывает задуматься об экологических проблемах, а также о том, что мы оставим после себя потомкам.

В пространстве выставки «Наследие для будущего» у скульптуры появляются и новые смысловые оттенки. Например, архитектура экспозиции позволяет такую трактовку: работа прославленного автора среди проектов начинающих мастеров выглядит словно учитель в окружении учеников.

Третья часть выставки — лекторий, который тоже представляет собой арт-объект.

Кроме того, Национальный центр «Россия» создает собственную библиотеку, в серии будут представлены книги для детей и взрослых. Первое выпущенное проектом издание — «Головоломки профессора Головоломки» Михаила Гершензона.

Также в планах — открытие пространства «Универмага», где будут представлены товары из разных регионов страны: от сладостей до уходовой косметики, аксессуаров и продукции народных художественных промыслов и ремесел.

Поделиться
Авторы
Теги