«Педагоги должны изучать психиатрию». Как искоренить агрессию в школах

. Эксперты рассказали, что должно измениться в системе образования

Ямбург — о проблеме агрессии в школе: «Педагоги должны изучать психиатрию»

Обновлено 26 сентября 2024, 14:48
DimaBerlin / Shutterstock / FOTODOM
Фото: DimaBerlin / Shutterstock / FOTODOM

В понедельник, 23 сентября, в поселке Балаганск Иркутской области школьник с молотком и ножом напал на одноклассников, сообщили в региональном СК. По предварительным данным, пострадали три ученика. Это уже второй за сентябрь случай, получивший огласку.

Ранее, 16 сентября, ученик школы № 68 в Челябинске напал с молотком на других детей и педагогов. Первый подросток на профилактическом учете не состоял, сигналов о неблагополучии не было, утверждает уполномоченный по правам детей в Иркутской области Татьяна Афанасьева. Второй, напротив, состоит на учете в областном психоневрологическом диспансере с диагнозом «органическое шизофреноподобное расстройство личности».

После этих инцидентов власти регионов заговорили о необходимости проверять школьников на предмет агрессивного, деструктивного поведения. При этом во время поступления в школу дети проходят собеседование с участием психолога, которое сами педагоги называют формальным.

РБК Life выяснил, как взаимодействовать с ребенком-агрессором его родителям и одноклассникам.

Возможности школы и учителей

Выявить деструктивное поведение у ребенка при его поступлении в первый класс проблематично, уверен учитель истории в одной из московских частных школ, пожелавший остаться анонимным. В разговоре с РБК Life он напомнил, что дети проходят психологическое тестирование перед поступлением в первый класс, но назвал его формальным по ряду причин.

«Сейчас многие частные школы, в том числе и та, где я работаю, стремятся к наличию в школе не только психолога, но и нейропсихолога, чтобы как-то более глубоко изучать причины детской агрессии и их трудности в социализации, помогать, направлять и так далее.

В государственных учреждениях школьная психология практически отсутствует. Обращение к психологу считается зазорным, и психологи занимаются написанием отчетов о какой-то проделанной работе. Естественно, один психолог на школу не может обслужить всех детей. Тогда как все-таки в частном образовании регулярно каждый ребенок в течение года диагностику проходит», — объяснил учитель.

У педагогов поддерживать определенный психологический климат в классе нет возможности из-за большого количества учащихся, продолжил собеседник.

«Это большая проблема, потому что от этого страдает не только качество образования, но и психологический комфорт. Более того, учителя не могут физически уследить за своими детьми, их к этому не стимулируют. У них на это нет времени. Они загружены огромным количеством отчетов и нормативов. И выяснить, что там происходит в коллективе, из чего взялся весь сыр-бор, им сложно. Педагоги сами, будучи в ситуации перегруженности, к сожалению, могут сорваться на детей, не разобраться в ситуации», — добавил учитель.

Причины агрессивного поведения

Причинами агрессивного поведения у ребенка могут быть буллинг со стороны одноклассников, сложная обстановка дома, особенности характера. Это может быть выражение гнева, реакция на стресс или попытка привлечь внимание, отмечает Георгий Панов, детский психотерапевт Европейского медицинского центра (ЕМС).

«Родителям агрессора важно открыто и честно поговорить. В первую очередь нужно выяснить, что спровоцировало его агрессивное поведение. А открытая коммуникация может помочь понять истинные причины. Для этого важно создавать дома и в отношениях между родителями и детьми атмосферу безопасности. Ребенок должен понимать, что его эмоции не вызывают осуждения», — объяснил специалист.

Как школа может регулировать ситуацию

Эффективным способом предупреждать такие ситуации может быть только совместная работа родителей и школы, уверен учитель одной из московских частных школ. Еще одним полезным инструментом может служить «Школьная служба примирения», в которую бы входили педагоги, психологи. В таком объединении специалисты вместе с родителями могли бы на встречах разбирать спорные ситуации и искать пути их решения.

«Школа сейчас очень мало что может сделать даже в плане перевода ребенка из одного учреждения в другое. Хотя, опять-таки, эта практика достаточно порочная. В другой школе он себя вести по-прежнему не перестанет.

На самом деле, кроме как словами со стороны родителей, так и со стороны детей, воздействовать невозможно. Иных способов регулирования просто нет. В некоторых школах существовали такие организации как «Школьная служба примирения». Но это были школы, которые действительно вкладывались в психологический штат. У них было несколько психологов, которые имели возможность собирать консилиумы, в том числе с участием родителей», — отметил педагог.

Евгений Ямбург, академик РАО, директор московской школы № 109, считает, что начинать нужно с диагностики заболеваний, которые могли бы провоцировать агрессию.

«Вот я начинаю выявлять эти все вещи, у одного мальчика недиагностированная опухоль мозга, у другого шизофрения юношеская необнаруженная. У последнего, из Челябинска, нелеченный менингит и целый букет заболеваний. Поэтому здесь центр тяжести вопроса — это ранняя диагностика и профилактика таких вещей.

У нас реально абсолютно здоровых детей в России сегодня 12,4%. Это по данным союза педиатров, где я имею честь быть почетным членом. На первом месте стоит психоневрология. И поэтому мы лидируем среди цивилизованных стран по количеству суицидов и по буллингу. Поэтому, на самом деле, здесь для того, чтобы эти вещи предотвратить, прежде всего нужна другая квалификация педагогов.

Следующая проблема очень серьезная. Что такое врач, который приходит один раз в неделю на школу, где 800–900 детей. Что такое медсестра, которая один раз в день может школу обежать? Что такое психолог, на которого 800 детей? Это вообще ни о чем.

Еще один нюанс — родители с позицией совершенно антидетской. Я не имею права смотреть ни одного ребенка без согласия родителей. А родители занимают такую позицию: «Я не позволю из моего ребенка делать дурака». Здесь это тоже надо прекращать. Понятно, что мы имеем наследие советской власти, репрессивная психиатрия. Когда могли диагноз поставить, потом, значит, в спецшколу отправить и так далее. Но сейчас мы к другой крайности пришли, что вообще не тронем ребенка. И тем самым мы уже его губим: растет агрессия, развивается та же шизофрения», — заявил Ямбург.

Как вести себя родителям и одноклассникам агрессивного ребенка

Беседа — это главное, с чего стоит начать родителям ребенка, который проявляет агрессию, говорят специалисты. Обсуждение важности и ценности здоровых отношений, а также умения находить общий язык с другими заложит важный фундамент в работе с этим вопросом, считает Георгий Панов, детский психотерапевт.

Следует поощрять тягу ребенка к участию в любых социальных активностях — спортивных секциях или клубах по интересам. Это поможет ему развить навыки общения и укрепить дружеские отношения.

«Важно структурировать среду вокруг ребенка. Домашняя рутина должна быть предсказуемой и включать время на развлечения, отдых, обучение и общение. Это уменьшает стресс и снижает вероятность проявления агрессии. Важно награждать ребенка за добрые поступки и достижения. Это может помочь увидеть ценность ненасильственного общения и выражения эмоций.

Не забывайте о навыках саморегуляции: они помогают справляться с собственными эмоциями. Расскажите ребенку о простых техниках, например глубоком дыхании или подобных практиках из йоги, медитации и mindfulness при отсутствии противопоказаний. Все эти техники могут помочь сделать паузу между стимулом и реакцией, управлять своими эмоциями и снизить уровень стресса», — посоветовал психотерапевт.

Родители также могут помочь ребенку научиться распознавать ситуации или ощущения, которые способствуют проявлению агрессии. Это позволит заранее адаптивно реагировать и предотвращать конфликты.

Родители одноклассников агрессивного ребенка могут учить своих детей максимально защищать себя от агрессии: уходить от контакта с агрессивным, не вступать в коммуникацию, но и не бояться его, смело говорить «нет» и не поддаваться на провокации агрессивного школьника, советует психолог, кандидат психологических наук, преподаватель психологии Софья Сулим. Родителям важно показать, что нельзя поддаваться страхам и всегда действовать, защищая себя, но не нападая.

«Родителям агрессора необходимо создать со своим ребенком близкий контакт и выяснить причину агрессии. Задача родителей — следить за эмоциональным состоянием ребенка. Можно обращаться к психологу и социальному педагогу, искать помощь у психиатра или клинического психолога. Возможно, состояние ребенка — следствие проблем со здоровьем, поэтому обследование, в том числе головного мозга, очень важно, если приступы агрессии регулярно происходят», — добавила Сулим.

Родителям одноклассников агрессивного ребенка важно работать над созданием открытой коммуникации. Им нужно поддерживать связь со всеми родителями в классе, чтобы своевременно замечать и реагировать на возникновение опасных тенденций. «Необходимо понимать, что важно не только благополучие их собственного ребенка, но и здоровье социального организма — класса», — отмечает психотерапевт Панов.

Кроме того, нужно учить ребенка наблюдать за внешним и внутренним миром и делиться своими наблюдениями. Например, дети могут делиться с родителями, если чувствуют страх или тревогу из-за поведения одноклассника. Психотерапевт считает, что родители должны донести до детей, насколько важно сообщать о любых агрессивных действиях со стороны сверстников: вербальная агрессия, угрозы или попытки физического насилия. Однако для этого, по его словам, необходимо создать условия, в которых дети будут готовы открыто делиться подобным, просить о помощи и поддержке.

Как помочь ребенку-агрессору

В первую очередь родителям ребенка-агрессора следует обратиться за помощью к детскому психологу или психотерапевту для комплексной оценки поведения ребенка, говорит Георгий Панов. Специалист поможет выявить возможные источники агрессии (например, травма, стресс, проблемы в семье или недостаток навыков социализации). На основе профессиональной оценки можно составить индивидуальный план лечения. Он может включать и терапевтические сеансы, и рекомендации для родителей.

«Включение родителей в терапевтический процесс может значительно повысить эффективность лечения. Обучение родителей методам поддержки и общения с ребенком может помочь создать более комфортную атмосферу в семье. В некоторых случаях можно рассмотреть семейную терапию, чтобы выявить и решать системные проблемы, которые могут способствовать агрессивному поведению ребенка. Это также помогает улучшить коммуникацию между членами семьи», — добавил Панов.

Во время сессий психотерапевт может помочь детям научиться распознавать и изменять негативные мысли, которые могут приводить к агрессивным действиям, обучать навыкам саморегуляции и психологической гибкости в сложных ситуациях, сказал психотерапевт. Для маленьких детей может быть полезна игровая терапия. Она помогает быть достаточно включенным и выражать свои чувства и мысли, которые может быть трудно передавать в словесной форме.

Кроме того, важно развивать навыки саморегуляции. Ребенку нужно помочь научиться распознавать свои эмоции и понимать, когда он находится в состоянии возбуждения, сниженного настроения. Это можно делать через разговоры, поощряющее самонаблюдение, практические занятия или дневник эмоций.

Чтобы научить ребенка эмпатии, можно использовать различные способы — читать вместе книги или комиксы по теме, смотреть фильмы и мультфильмы, говорит Панов. Могут помочь и разговоры о том, как кто-то чувствует себя в какой-то ситуации, а также ролевые игры. Это развивает навыки эффективной и экологичной коммуникации и чувство сопереживания.

Однако самое главное при взаимодействии родителей с ребенком-агрессором — это постоянная поддержка. Важно окружить его поддержкой, любовью и пониманием, настаивает психотерапевт. «Речь идет не об опеке, а о балансе ответственности ребенка и заботы родителей. Ведь эмоциональная безопасность в семье способствует более успешной коррекции поведения», — добавил Панов. Родителям стоит поощрять положительное поведение и успехи, даже самые незначительные. Это поможет ребенку понять, что его старания замечают и ценят.

«Помощь с агрессией — это комплексный процесс, который требует времени и усилий и со стороны детей, и со стороны родителей. Важный момент — не навешивать на агрессора ярлык, а проникнуться пониманием, что его поведение — призыв о помощи и возможность для роста и перемен. С грамотной поддержкой и структурированным подходом ребята могут научиться лучше управлять своими эмоциями и строить здоровые отношения с окружающими», — отметил он.

Помочь агрессивному ребенку можно, если не винить его за содеянное, а отнестись с сочувствием и установкой «я хочу тебе помочь», разговаривать с ним доверительно, с позиции дружеского участия, подтверждает психолог Сулим. «Объяснить, что хотите помочь, и постараться выяснить причину поведения. Поможет наблюдение за ребенком и отслеживание моментов агрессивных вспышек. Такому ребенку нужно понимание и четкие рамки, чего нельзя делать. Но если он себя не контролирует регулярно — обратиться за диагностикой к психологу или психиатру», — добавила она.

Варианты решения проблемы

Учителя не обладают достаточными умениями, навыками, а также временем, чтобы успешно взаимодействовать с детьми, которые требуют большего внимания, — в таком мнении сходятся педагоги. Педагоги считают, что в первую очередь необходимо уменьшить численность учеников в классе.

«Решением было бы, в порядке фантазии, это, во-первых, разделение образования школьного на отдельные мужские и женские классы, потому что очень часто такого рода конфликты происходят на почве первой любви, ревности. Во-вторых, это уменьшение численности класса максимум до 20 человек. То, что может глазами охватить учитель. И в-третьих, это действительно прикрепленный к каждой параллели классов психолог, чтобы он мог следить за целым поколением. Если это не психолог, опять-таки, нет столько кадров, мог быть некий тьютор: какие-то триггеры возникают, и он давал бы отмашку учителям и родителям», — сказал педагог по истории, пожелавший остаться анонимным, РБК Life.

Евгений Ямбург уверен, что следует иначе подходить к обучению будущих педагогов. «Еще в 2012 году я и группа моих соратников разработали новый профессиональный стандарт педагога. Его суть заключалась в том, чтобы на любом факультете, где обучаются будущие учителя физики, истории или математики, читалась основа дефектологии, основа психологии, основа медицинской психологии и так далее. Психиатрия даже. Не для того, чтобы эти люди занимались дифференциальной диагностикой, они не имеют права это делать. Должен быть такой специалист для того, чтобы они видели, кто перед ними, и чтобы было чувство тревоги и умение работать с этими детьми», — объяснил он.

Также, по мнению Ямбурга, стоит работать с нормативами. У школы должно быть больше прав, которые будут прописаны в договоре с родителями. Ключевой должна стать возможность учебных заведений, в том числе государственных, отказывать в зачислении ребенка за неимением возможности и специалистов для того, чтобы учить его по инклюзивной программе.

Поделиться