Русский музей завершил реставрацию картины «Последний день Помпеи»

. Процесс занял девять месяцев
Обновлено 24 сентября 2024, 14:27
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» в Русском музее в корпусе Бенуа. 24 сентября 2024 года
Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» в Русском музее в корпусе Бенуа. 24 сентября 2024 года

Русский музей показал картину художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» после реставрации, сообщают «РИА Новости».

Как рассказала информагентству генеральный директор музея Анна Манилова, процесс занял больше девяти месяцев. Решение отправить полотно на первую за 200 лет комплексную научную реставрацию было принято на открытом совете.

Зимой ведущие специалисты Русского музея провели технико-технологические и химико-биологические исследования картины и исторической рамы, после чего начался сам процесс реставрации. Он шел прямо в зале № 86 корпуса Бенуа, где висит полотно. Там организовали импровизированную мастерскую за стеклянной перегородкой, которая позволила посетителям наблюдать за процессом.

За это время мастера удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака, покрыли лицевую сторону слоем нового, провели тонировку потертостей и покрыли финальным слоем лака лицевую поверхность картины.

Как рассказал заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин, картина покрывается лаком несколько раз, из-за чего пленка становится все толще и образует желтый фильтр на поверхности. К тому же ее покрывают защитным слоем в вертикальном положении, и лак образовывал затеки, искажая рисунок. Мастера смогли минимизировать «фильтр» и выровнять покрытие. «Картина стала однородной, появился авторский рисунок, звучность цветов», — добавил эксперт.

«Последний день Помпеи» — картина русского художника Карла Брюллова, работа над которой была завершена в 1833 году. На полотне размером 456,5 × 651 см изображен сюжет разрушения древнеримского города Помпеи при извержении вулкана Везувий в 79 году н. э. Источником при создании картины послужили письма очевидца катастрофы, древнеримского историка Плиния Младшего, Тациту и натурное изучение развалин Помпей, археологическое раскрытие которых началось в середине XVIII века и продолжается по сей день.

Впервые картина была показана на выставке в галерее Брера в Милане. После выставлялась в Лувре и Эрмитаже. В 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

Ранее неизвестную ранее работу Караваджо выставили в Национальном музее Прадо в Мадриде. Картина Ecce Homo кисти Микеланджело Меризи да Караваджо демонстрируется на специальной выставке до 13 октября 2024 года.

Полотно было написано великим итальянским художником примерно в 1605–1609 годах. На ней изображена библейская сцена, когда после бичевания Иисуса Христа привели к римскому правителю Иудеи Понтию Пилату. В картине исследователи нашли все характерные для живописца творческие черты.

Поделиться