Как санкционные приложения снова попадают в AppStore. Объясняют эксперты

. И почему сама Apple не заинтересована в блокировках

Как санкционные приложения снова попадают в AppStore

Обновлено 18 сентября 2024, 06:47
Приложение AppStore
Фото: BigTunaOnline / Shutterstock / FOTODOM

Приложение AppStore

Из-за введения санкций российские компании начали искать iOS-разработчиков, способных перехитрить Apple и попасть в магазин приложений — по крайней мере на несколько дней, прежде чем приложение удалят.

РБК Life узнал, какие основные методы используют компании, так ли это сложно и почему в этом частично заинтересована и сама Apple.

Троянский конь

В последнее время наблюдается явление возвращения в AppStore приложений, которые ранее были удалены или заблокированы из-за санкций. Это стало возможным благодаря нескольким методикам и стратегиям, которые компании используют для обхода ограничений, рассказал РБК Life руководитель рабочей группы Национальной ассоциации цифровой экономики (НАЦЭ) Андрей Коннов.

По его словам, одним из наиболее распространенных способов является регистрация новых юридических лиц в юрисдикциях, не попадающих под санкционные ограничения.

«Компании создают дочерние структуры в третьих странах, таких как Казахстан, Армения или ОАЭ, и через них загружают свои приложения в AppStore. Этот метод позволяет обходить санкции, поскольку формально приложение размещается от имени новой компании, не связанной с санкционными списками», — отметил специалист.

Коннов уточнил, что процесс регистрации компании в таких странах довольно прост и не требует значительных затрат, что делает этот способ одним из самых распространенных.

Приложения подсанкционных российских компаний начали пропадать из AppStore еще с 2022 года и эта тенденция все еще продолжается, сообщил РБК Life управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. С тех пор новые приложения иногда появляются в западных магазинах приложений, но могут исчезнуть снова буквально через сутки, уточнил он.

Обычно после завершения разработки приложение направляется на проверку (например, функциональность, безопасность, пользовательский интерфейс) через AppStore Connect, рассказал РБК Life руководитель департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игорь Бедеров.

По его словам, при стандартной проверке также существуют тестовые прогоны приложений с небольшой выборкой аудитории. В результате приложение публикуется в AppStore, только если соответствует всем критериям, уточнил Бедеров.

Критериям соответствовать реально, но разработка именно «обходных приложений» требует дополнительных технических затрат, заявил РБК Life гендиректор компании по разработке мобильных приложений Applicatura Константин Кононов.

«Нужно исключить использование техники Apple, тестовых устройств и даже аккаунтов разработчиков и тестировщиков, которые работали с заблокированным приложением», — пояснил он.

При этом, по словам Кононова, даже это не дает твердой гарантии того, что приложение пройдет модерацию и аккаунт не будет заблокирован.

Он констатировал, что такое количество дополнительных требований приносит значительные неудобства, поскольку массового перехода российских пользователей с iOS на Android все еще не происходит.

«А если принять во внимание, что приложения приносят сервисам около 60–70% выручки, ущерб получается, конечно, значительный», — добавил глава компании-разработчика.

Еще одной стратегией для обхода запрета в AppStore является использование иностранных разработчиков для размещения приложений, заметил Андрей Коннов из НАЦЭ.

Компании заключают контракты с зарубежными разработчиками или аутсорсинговыми фирмами, которые публикуют приложение от своего имени. Этот метод также помогает избежать прямого нарушения санкционных ограничений, так как приложения выходят под маркой иностранной компании, не связанной с санкционными организациями, пояснил специалист.

«В Google легко ищутся страницы «Размещение платного приложения в AppStore из России», для этого не нужно спускаться в даркнет», — заметил Коннов.

По иконке пускают, по функционалу удаляют

По словам Игоря Бедерова, процесс размещения приложений в AppStore требует внимательности и соблюдения ряда стандартов, но для разработчиков, готовых следовать рекомендациям, это вполне достижимо. И эти стандарты можно исполнять, но все равно попадать в цифровой магазин, уточнили опрошенные специалисты.

Некоторые компании также идут на модификацию приложений, изменяя их функционал, интерфейс или название, чтобы они не были сразу распознаны как запрещенные, пояснил Андрей Коннов.

По его словам, такие изменения могут включать ребрендинг, изменение имени разработчика или скрытие отдельных функций.

«После этого приложение загружается в AppStore как новое и проходит модерацию без проблем», — уточнил он.

Технический директор IT-компании Articul Борис Кузьмин рассказал РБК Life, что именно после установки такого приложения «начинается самое интересное».

«Компания предоставляет пользователю какой-то особый способ взаимодействия с приложением, которое выпускает «троянского коня» — приложение санкционной компании, которое и нужно пользователю. То есть, внутри одного приложения лежит другое», — пояснил он.

По словам Кузьмина, в этом случае при проверке и размещении AppStore не видит «настоящего приложения». Вариантов для подобного «коня» много: от номера карты, телефона, тайного переключателя или чего-то еще. «Тут у разработчиков есть место для полета фантазии», — заверил эксперт.

Подобные действия не представляют больших трудностей для компаний, особенно с учетом того, что многие из них уже работают на международных рынках и имеют опыт взаимодействия с иностранными партнерами, пояснил Андрей Коннов.

«Даже модификация приложения, которая может казаться трудоемкой, зачастую сводится к незначительным изменениям в коде или интерфейсе», — рассказал он.

Еще одна тенденция — вложиться в функционал личного кабинета (желательно именно мобильной версии), чтобы он был рабочим при любой или практически любой комбинации конфигураций. По словам Коннова, этот вариант требует от пользователя лишь залогиниться в личный кабинет и пользоваться вкладкой Safari как приложением. Иконка при этом будет на главном экране.

Все на пользу Apple?

Согласно версии Константина Кононова, в самой Apple никто не переживает по поводу обхода ограничений из-за санкций, а материальный ущерб от подобных действий «для них ничтожен, как и репутационный».

«Они просто выполняют распоряжения своего правительства. Apple ни в коем случае не заинтересована в создании механизма обхода блокировок, наоборот, она активно этому противодействует и изо всех сил соблюдает санкционный режим», — уверен гендиректор Applicatura.

Игорь Бедеров из T.Hunter согласился с тем, что Apple заинтересована в создании качественного контента для своих пользователей, но в рамках американского законодательства.

«Политическая ангажированность компании и необходимость соблюдать правила игры, навязываемые американским истеблишментом, вынуждает ее блокировать одни приложения, а также оказывать давление на другие, принуждая их к сотрудничеству с американскими властями, под угрозой удаления из магазина приложения», — уверен он.

Американская компания, может, и не напрямую заинтересована в таких процессах, но соблюдать санкционные ограничения властей стран, в которых ведет бизнес, она обязательно будет, отметил Андрей Коннов.

Он посчитал, что для Apple важно сохранять как можно больше приложений в AppStore, особенно если они пользуются популярностью у пользователей, и она не всегда поспевает за «троянскими конями».

«В условиях глобализации и децентрализации рынка Apple может не всегда успевать отслеживать все изменения в юридических структурах компаний или разработчиков. И получается то, что получается: некоторые приложения возвращаются в магазин, даже если были ранее заблокированы», — пояснил руководитель рабочей группы НАЦЭ.

По мнению специалиста, технологическая компания обязана соблюдать санкционные требования, но «разделять рвение к наращиванию инструментария санкций ей не обязательно».

При этом Иван Самойленко сделал прогноз, что в России, несмотря на достаточно частые обходы блокировок, AppStore в ближайшие годы потеряет аудиторию в стране. Более популярным станет локальный магазин приложений — RuStore, заключил он.

Поделиться
Авторы
Теги