Повторение и зубрежка не работают. Эксперты объяснили, как лучше учиться

. Обучение в разных контекстах и условиях показало большую эффективность

Medical Xpress: разнообразные сценарии обучения оказались эффективнее зубрежки

Обновлено 12 сентября 2024, 14:56
Разнообразные сценарии обучения оказались эффективнее зубрежки
Фото: fizkes / Shutterstock / FOTODOM

Разнообразные сценарии обучения оказались эффективнее зубрежки

Разнообразные сценарии обучения улучшают когнитивные способности и помогают в обучении больше, чем повторение и зубрежка. К такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета в Урбане-Шампейне. В частности, такой способ обучения зарекомендовал себя среди пожилых людей. Об этом сообщает портал Medical Xpress.

Обучение в разных контекстах, в разном эмоциональном состоянии и даже в разных местах оказалось эффективнее, чем повторение. Ученые уже делали подобные предположения, наблюдая за тем, как разнообразные тренировки повышают результаты в спорте и в академической сфере.

Например, при обучении игре на фортепиано стоит упражняться в разных условиях: голодным, уставшим, в хорошем и в плохом настроении. Одна из авторов исследования, Элизабет Стайн-Морроу, в свою очередь, отметила, что спортсмены мирового класса в детстве чаще всего занимались несколькими видами спорта. То же касается и нобелевских лауреатов: в начале научной карьеры они чаще всего были увлечены несколькими сферами и не сосредотачивались на одном.

Чтобы доказать это, исследователи провели ряд экспериментов. Они сфокусировались на рабочей памяти — способности держать информацию в уме при выполнении других задач. Сообщается, что эта когнитивная функция отвечает за принятие решений и способность выполнять сложные задачи. По мере старения у людей эта способность часто снижается, поэтому участниками исследования стали пожилые люди в возрасте 60–87 лет.

Испытуемым предложили прочитать и осмыслить серию логичных и нелогичных предложений (например, «Головной убор, который носят монархи, называется короной» или «Животное с оранжевыми и черными полосами — это зебра»), каждое из которых сочеталось с буквой алфавита. Затем в течение месяца люди выполняли различные задания, направленные на развитие рабочей памяти. Те, кто использовал разные практики в обучении, показали больший прогресс по сравнению с теми, кто выполнял однотипные задания.

«Смешанная практика напрямую не приводила к повышению производительности. Она приводила к лучшему обучению. Эта группа медленнее всех справлялась с заданием на объем чтения, но в конечном итоге они достигли лучшего результата», — отметила Стайн-Морроу.

Ранее стало известно, что чтение с бумажных носителей улучшает когнитивные функции детей. В эксперименте приняли участие дети 6–8 лет. Каждый ребенок читал с бумаги и с экрана, после этого пояснял прочитанное и отвечал на вопросы. Когда ребята читали с обычной бумаги, электроэнцефалограмма показывала более высокую спектральную мощность в высоких диапазонах частот, особенно в бета- и гамма-диапазонах, отвечающих за когнитивную активность и внимание. Чтение с монитора показало активность в нижних альфа- и тета-диапазонах. Эти полосы связаны с рассеиванием внимания, мечтательностью или блужданием мыслей.

Поделиться
Авторы
Теги