Российские ученые обнаружили три новых вида улиток-прудовиков

. Открытие стало возможно благодаря ошибке японских исследователей

ТАСС: обнаружены три новых вида улиток-прудовиков на Японских островах

Обновлено 09 сентября 2024, 12:39
Улитка-прудовик
Фото: olko1975 / Shutterstock / FOTODOM

Улитка-прудовик

Научные сотрудники Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова открыли три новых для науки вида моллюсков-прудовиков на Японских островах. Руководитель исследования Иван Болотов сообщил, что данные об этих видах были обнаружены в ходе генетического анализа материалов, предоставленных японскими коллегами. В результате совместной работы выяснилось, что ранее японские ученые ошибочно идентифицировали эти виды, сообщает ТАСС.

Ошибку заметили, когда в статье японских паразитологов, посвященной улиткам-прудовикам, обнаружили неверные данные ДНК. Российские исследователи запросили дополнительные образцы и провели собственные генетические исследования, что привело к открытию трех новых видов. Они были названы Galba pacifica, Kamtschaticana nipponica и Orientogalba hokkaidoensis. Два из этих видов оказались эндемиками Японского архипелага.

Улитка под названием Galba pacifica обитает на Камчатке, Сахалине, Курильских и Японских островах. Kamtschaticana nipponica и Orientogalba hokkaidoensis были обнаружены исключительно на Японских островах, причем первый вид встречается на островах Хоккайдо и Хонсю, а второй только на Хоккайдо.

Прудовики являются промежуточными хозяевами для различных видов паразитов, в том числе для печеночной двуустки (Fasciola hepatica), которая поражает как животных, так и человека. Болотов отметил, что его команда разработала методику, позволяющую секвенировать как гены моллюсков, так и паразитов. Это открытие имеет большое практическое значение для медицины и биологии.

В ходе исследования ученые также провели ревизию данных о прудовиках, обитающих на территории Азии и Северной Америки. Они изучили пути миграции этих моллюсков через Берингийский мост, который когда-то соединял континенты. Оказалось, что некоторые виды моллюсков мигрировали из Азии в Америку и обратно, что проливает свет на древние биологические связи между регионами.

«По ДНК там различия минимальные между североамериканскими и азиатскими популяциями. Мы оцениваем это переселение поздним плейстоценом, моложе 50 тыс. лет», — отметил Иван Болотов.

Ранее сотрудники Астраханского биосферного заповедника обнаружили новый вид рыб — азово-черноморскую тюльку, или сардельку, как назвали ее исследователи. Новый вид рыб был выловлен в мае 2024 года в полоях (мелководных временных водоемах, образованных в период половодья. — РБК Life) Обжоровского участка Астраханского государственного заповедника. Сообщается, что в сетку попалось больше десятка представителей вида. В августе 2024 года было проведено молекулярно-генетическое исследование двух рыб. Оказалось, что в руках ученых была азово-черноморская тюлька вида Clupeonella cultriventris.

До этого новый вид улиток был обнаружен в Национальном морском заповеднике Флорида-Кис. Ученые назвали их в честь коктейля «Маргарита» из песни Джимми Баффета Margaritaville. Главной особенностью организмов этого вида стала яркая цитрусовая окраска, которая помогает им отпугивать хищников.