Тема эмиграции зажглась в Венеции-2024. Каким получился фильм «Бруталист»
. Эдриан Броуди сыграл лучшую роль, а режиссер взял «Серебряного льва»Каким получился фильм «Бруталист» про эмиграцию с Эдрианом Броуди
Третий фильм 36-летнего американского режиссера Брэйди Корбета «Бруталист», главную роль в котором сыграл Эдриан Броуди, 7 сентября взял «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Корбет, представлявший все свои работы именно в Венеции, стал одним из трех самых молодых кинематографистов с этой наградой.
История о вымышленном архитекторе-еврее, который эмигрирует из Венгрии в США после Второй мировой и везет туда не только травму пережившего нацистский режим, но и свой архитектурный брутализм, длится 3 часа 30 минут.
Кинокритик Ася Заболоцкая рассказывает, почему стоит ждать релиза новой работы автора «Вокс Люкса» и «Детства лидера».
Распахиваются двери, над головой чистое небо, а перед глазами статуя Свободы — символ американской мечты, перевернутый с ног на голову. Может, таким видит его Ласло Тот (Эдриан Броуди), венгерский еврей-эмигрант, а может, все другие беженцы в Нью-Йорке — городе, построенном эмигрантами. Амбиции, надежды, безысходность и апатия сопровождали их в течение многих столетий. Переживший холокост герой тоже воображает новую жизнь и возможности. Когда-нибудь он вывезет жену Эржебет (Фелисити Джонс) и племянницу Зофию (Рэффи Кэссиди), которые застряли на австрийской границе, и все будет хорошо.
Спустя годы ада он может вдохнуть полной грудью и обнять своего кузена (Алессандро Нивола), давно обжившегося в США, ведущего мебельный бизнес и женатого на американке. Шаг за шагом он начинает свой путь чужака на новой земле, работая на компанию кузена и сталкиваясь с подлинной жадностью капитализма. В Будапеште он проектировал театры и библиотеки, в Нью-Йорке его эксплуатирует кузен, «большой начальник», отказавшийся от иудаизма в пользу католичества и не встревоженный ужасами нацизма.
После череды провалов его замечает богатый американец Харрисон Ли Ван Бюрен (Гай Пирс), впечатленный бруталистским стилем, и предлагает построить общественный центр в память о своей умершей матери. Он берет венгра под крыло, предоставляя помощь взамен на невероятной красоты сооружение, чем полностью меняет жизнь пришельца.
Идея и фабула новой картины Брэйди Корбета, на которую он потратил семь лет, не предполагает ничего новаторского, однако именно художественное исполнение заставляет перечеркнуть все предыдущие эмигрантские сюжеты. «Бруталист» — это точно не история успеха и даже не благостная мелодрама наподобие «Бруклина», где Сирша Ронан сыграла ирландку, переплывшую океан ради нового будущего в Нью-Йорке 1950-х.
Отказавшись от лирики и романтики, Корбет выводит на первый план реализм, тождественный бетонным стенам бруталистких зданий. Режиссер не скрывает изъяны своего протагониста, уродуя Эдриана Броуди изнутри и каждый раз подчеркивая полярность персонажа. Он словно кочует не только по разным землям, но и по граням совести и человечности. Искривленный сломанный нос, непроходящую боль в котором можно заглушить только наркотическими веществами, олицетворяет лишь одну сторону безысходного мировоззрения иммигранта.
Показывая эмигрантскую жизнь без прикрас, Корбет умудряется не манипулировать эмоциональной составляющей фильма, на старте заявляя психологический триллер и одновременно драму, по крещендо переходящую в трагедию.
Полученный от заказчика-богача шанс оборачивается для него как свободой, так и «пожизненным заключением», а желанное воссоединение с женой — единственной возможностью вернуться в реальность, исключительно благодаря стараниям Эржебет. Они превращаются в обитателей своего Эдемского сада из бруталистского бетона, а их совместные сцены в своей искренности даже напомнят кому-то боди-хоррор.
Ранимость и человечность героя растворяются в максимализме американского общества, и, почти потеряв все это, он остается движим только страстью и творчеством — нужно закончить заказанный объект и навсегда поставить крест на несовершенстве людей. В отличие от них, идеи и искусство бессмертны и не зависят от выдуманных человеческих границ.
«Мир часто одинаково жесток к художникам, архитекторам и эмигрантам, — заявил режиссер, забирая «Серебряного льва» на церемонии 7 сентября. — Я лишь снимаю фильмы, но все, кто собрался здесь в этой непростой точке, образуют комьюнити, где мы можем поддерживать друг друга. И можем сказать «нет» Голиафу — корпорациям, которые пытаются управлять нами. Фильм длится три с половиной часа, он снят на 70-миллиметровую пленку: у нас есть видение лучшего кино. И лучшего мира для моей прекрасной дочери и для всех прекрасных детей, вне зависимости от гребаных паспортов. Они заслуживают мир без границ, что-то необозримое, что-то новое».
Брэди Корбет придал «Бруталисту» четкие линии, острые углы, необработанный бетон — почти как неограненный алмаз. Архитектура в кадре поражает масштабностью и ужасает монохромностью. Удивительно, что брутализм не особенно прижился в США. Возможно, слишком прямолинейно отражал реальность. Фильм вслед за ним поражает своей искренностью, оголенностью и величием, заслуживая место рядом с «Нефтью» Пола Томаса Андерсона и «Авиатором» Мартина Скорсезе.