Что такое синквейн и как его составить

. Объясняем с примерами
Обновлено 03 сентября 2024, 17:15
LStockStudio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: LStockStudio / Shutterstock / FOTODOM

Синквейн появился из японской поэзии, а придумала его американская поэтесса. Сейчас стихотворения из пяти строк учатся составлять в школах, но иногда у учеников возникают трудности с пониманием структуры.

Вместе с экспертами рассказываем, что такое синквейн, каким он бывает и как его составлять.

Что такое синквейн

Синквейн (от фр. cinq — «пять») — это небольшое стихотворение с определенной структурой, состоящее из пяти строк и не имеющее рифмы. Он был придуман американской поэтессой Аделаидой Крэпси в начале ХХ века, которая вдохновилась японской поэзией танка и хайку [1]. Главное достоинство синквейна — его легко составить, поэтому дети начинают проходить тему еще в дошкольном возрасте.

Синквейн — это не просто формальное упражнение. Он помогает ученику:

  • сконцентрироваться на теме;
  • научиться анализировать, выделять самое главное;
  • развить образное и критическое мышление;
  • пополнить словарный запас.

Применять синквейны можно не только на занятиях дошкольников по развитию речи или уроках литературы в школе. Он развивает критическое мышление: ученик должен выделить наиболее важные элементы из заданной темы, проанализировать и составить краткое изложение в виде стихотворной формы [2]. Такой метод может помочь школьнику лучше осмыслить и запомнить материал, пройденный на уроках истории, географии, физики, химии или по любому другому предмету.

Пример синквейна про атом:

  1. Атом.
  2. Маленький, неделимый.
  3. Движется, колеблется, взаимодействует.
  4. Наименьшая электронейтральная частица, из которой состоят молекулы.
  5. Элемент [2].

«Синквейн очень удобен в методическом плане, так как выполнение этого задания не требует большого количества времени, но он [синквейн] решает очень важные задачи: учит обобщать, выделять главное, уметь находить ассоциации.

В развитии именно творческого мышления синквейн играет не очень большую роль. Больше развиваются аналитические способности. Но, подбирая синонимы, находя самые точные и емкие прилагательные и глаголы, ребенок, безусловно, развивается и творчески. Часто синквейны создаются по определенным литературным персонажам, поэтому это своего рода творческий отклик на прочитанное произведение.

Синквейн отличается малым объемом, твердой формой. Свободы творчества не очень много. Рифмы практически нет, хотя ритм, конечно, нужен. В привычном понимании синквейн трудно назвать обычным стихотворением. Но среди лирических жанров есть твердые формы: сонеты, эпиграммы и др. Есть и стихотворения без рифмы. С ними синквейн чем-то схож».

Елена Желудкова
Елена Желудкова
Учитель русского языка и литературы

Виды синквейна

Традиционный синквейн

Этот вид придумала сама Аделаида Крэпси. В каждой строчке должно быть определенное количество слогов: в первой — два слога, во второй — четыре, в третьей — шесть, в четвертой — восемь, в пятой — снова два. Для удобства приводят такую схему: 2–4–6–8–2. Все стихотворение состоит из 22 слогов [1].

Пример традиционного синквейна:

«Снег».

Взгляну я, что

С холмов повеяло зимой,

И запах снега в сумерках

Вдохну [3].

Дидактический синквейн

В его основе лежат не слоги, а части речи. Этот вид синквейна используют в школьной программе. Ниже расскажем, как его составлять. Дидактический синквейн пишется легче, потому что ученику не нужно подсчитывать количество слогов. Достаточно понимать, что такое существительное, прилагательное и глагол. При этом позволительно немного отступать от правил. Например, если в первой строке должно быть существительное, можно написать словосочетание [1].

Пример дидактического синквейна:

Путешествие,

Захватывающее, незабываемое.

Едем, смотрим, удивляемся.

Мы увидели пирамиды Египта.

Открытие!

Обратный синквейн

Этот вид синквейна похож на традиционный, но слоги в строках идут в обратной последовательности. Схема: 2–8–6–4–2.

Пример обратного синквейна:

Прямо

Предстает гроза пред нами,

Превращая в реку

Всю округу.

Буря [4].

Синквейн-бабочка

Если написать такой синквейн на бумаге, он будет похож на крылья бабочки. По структуре он состоит из девяти строк. Пятая строка в первом синквейне становится началом второй. Схема синквейна-бабочки следующая: 2–4–6–8–2–8–6–4–2.

Пример синквейна-бабочки:

В легком,

Плавном танце

После реверанса

Двигаются дамы, кружась.

Ну а

В центре зала — кавалеры

Замерли несмело.

Эти танцы…

Прелесть [4]!

Зеркальный синквейн

Сочетание двух видов синквейна: традиционного (первая часть) и обратного (вторая часть). Состоит из десяти строк.

Пример зеркального синквейна:

Цветок

Душистый мой!

Красив ты средь болот,

И белизна твоя нежна,

Мила.

Ах-ах!

Ты так прекрасен и любим.

Вдруг сердце выскочит,

Опять замрет.

Молчит [5].

Как составить синквейн

В школьной практике распространены два вида синквейна: дидактический и традиционный.

«Составление синквейнов — это не только увлекательный этап урока, позволяющий разнообразить учебный процесс, но и один из элементов научения самовыражению. Кроме того, синквейн учит детей искать суть, основную мысль из большого объема информации.

Есть несколько разновидностей синквейнов, однако именно дидактический и традиционный виды наиболее распространены в школьной практике. Почему? Все просто: этих видов вполне достаточно для реализации задумки учителя. Так, в основе составления дидактического синквейна лежат части речи (первая строка — имя существительное, вторая — прилагательное и т.д.), а за основу традиционного взяты слоги, вернее их количество (первая строка — два слога, вторая — четыре слога и т.д.). Все остальные виды — это вариации описанных выше».

Екатерина Мыцких
Екатерина Мыцких
Методист по русскому языку «Онлайн-школы № 1»

Схема традиционного синквейна представлена выше. В этом блоке расскажем, из чего состоит самый популярный синквейн — дидактический.

  1. Первая строка: одно существительное или местоимение, обозначающее главную тему.
  2. Вторая строка: два прилагательных или причастия — эпитеты к главной теме.
  3. Третья строка: три глагола или деепричастия, показывающие действия, связанные с темой.
  4. Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме или суть темы.
  5. Пятая строка: одно существительное, связанное с первым словом.

Пример:

  1. Осень (1 сущ.).
  2. Холодная, дождливая (2 прил.).
  3. Наступает, желтеет, увядает (3 гл.).
  4. День становится сильно короче (4 слова).
  5. Увядание (1 сущ.).
Поделиться
Авторы
Теги