Посмотрите на древнего моллюска. У него была броня и острые шипы

. Окаменелость напоминает среднее между слизнем и ежом

Окаменелости Shishania aculeata пролили свет на эволюцию ранних моллюсков

Обновлено 02 августа 2024, 10:58
Художественная реконструкция Shishania aculeata: как моллюск выглядел бы при жизни — вид сверху, сбоку и снизу (слева направо)
Фото: Guangxu Zhang / Luke Parry / Science

Художественная реконструкция Shishania aculeata: как моллюск выглядел бы при жизни — вид сверху, сбоку и снизу (слева направо)

Ученые из Китая и Великобритании обнаружили вымерший вид моллюсков, который жил на дне океана около 500 млн лет назад. Окаменелости вида, названного Shishania aculeata, показывают, что некоторые древние моллюски были плоскими существами с крепкой броней с шипами и не имели раковин, характерных для современных улиток и двустворчатых моллюсков. Об этом сообщает Popular Science со ссылкой на опубликованные результаты исследования.

Мягкотелые организмы редко сохраняются в виде окаменелостей. Исключением стала находка в провинции Юньнань на юго-западе Китая. Там были обнаружены окаменелости возрастом около 514 млн лет назад. Эти образцы, длина которых составляет всего несколько сантиметров, считаются останками древнего протомоллюска.

Вид моллюсков Shishania aculeata относится к раннекембрийскому периоду. Исследователи отмечают, что острые конусообразные шипы, покрывавшие его тело, состояли из хитина — материала, который встречается в панцирях современных насекомых и крабов. Ученые также обнаружили, что у Shishania была мускулистая нога, как у современных слизняков, с помощью которой животное передвигалось по морскому дну.

Сегодня существует множество различных видов моллюсков — от улиток до головоногих, таких как кальмары и осьминоги. Такое разнообразие появилось в результате кембрийского взрыва, который произошел около 530 млн лет назад. Кембрийский взрыв — это период в истории Земли, когда за относительно короткое время возникло множество новых форм жизни, включая животных, которые существуют и сегодня.

Однако с тех пор сохранилось очень мало окаменелостей, которые могли бы рассказать нам о ранней эволюции моллюсков. Если какие-то окаменелости и сохранились, то только благодаря исключительным условиям. Именно поэтому находка Shishania настолько ценна: она представляет собой редкий пример окаменелости, позволяющей заглянуть в самый ранний этап эволюции моллюсков.

Ранее ученые обнаружили окаменелости гигантского зверя, напоминающего саламандру с острыми клыками. Древний хищник обитал в водоемах задолго до появления первых динозавров. Исследователи считают, что хищник, который был крупнее современного человека, обладал широкой плоской головой. Череп существа достигал около 60 см в длину. Как отметил биолог из Чикагского университета Майкл Коутс, в охоте существо напоминало «агрессивный степлер».