50 лет назад состоялся первый триумф советского ИИ: что скрывала «Каисса»

. Воспоминания разработчика и фото из личного архива

Программа «Каисса» на базе предшественника ИИ 50 лет одержала первую победу

Обновлено 08 августа 2024, 06:41
Коллектив разработчиков «Каиссы». Фото сделано в Институте проблем управления АН СССР (сейчас Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН), 1974 год
Фото: Личный архив Владимира Арлазарова

Коллектив разработчиков «Каиссы». Фото сделано в Институте проблем управления АН СССР (сейчас Институт проблем управления имени В.А. Трапезникова РАН), 1974 год

8 августа 2024 года первой победе предшественника искусственного интеллекта на международной арене исполняется 50 лет. Речь о советской шахматной программе «Каисса» — разработке группы ученых из Института проблем управления Академии наук СССР. В августе 1974 года в Стокгольме (Швеция) состоялся первый чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Победу в нем одержала «Каисса».

Эксклюзивными комментариями и фотографиями из личного архива с РБК Life поделился руководитель группы разработчиков «Каиссы» Владимир Арлазаров (доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН и директор по науке Smart Engines).

О первых шагах советских ученых на поприще искусственного интеллекта — наш материал.

Крестики-нолики и шахматы

В 1960-е годы Владимир Арлазаров и его коллеги из Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) занимались разработкой систем, которые умели играть в крестики-нолики и другие игры — другими словами, решать интеллектуальные задачи, где нет никакого априорного алгоритма (предназначен для поиска повторяющихся наборов элементов и выявления на их основе закономерностей (взаимосвязей) в исходных данных).

Позже специалисты остановились на шахматах, поскольку в них много дифференцируемых критериев качества и можно было четко определить, программа играет хорошо или плохо, лучше или хуже, если сравнивать с предыдущим матчем.

В 1967 году сотрудники ИТЭФ и Стэнфордского университета (США) решили провести матч, чтобы оценить работу своих программ. Одним из инициаторов состязания был Джон Маккарти, автор термина «искусственный интеллект». Советская программа победила со счетом 3:1, и впоследствии на ее основе в 1971 году была разработана «Каисса», названная в честь вымышленной богини шахмат.

«Сейчас об ИИ говорят все, однако в 1960-е годы, когда мы занимались шахматными программами, такое словосочетание даже не использовалось. В Америке Джон Маккарти уже придумал термин «искусственный интеллект», однако мы эту сферу называли «эвристическое программирование». Тем не менее мы были одними из первых, кто в этом направлении работал всерьез. Таких групп было несколько. Наша занималась играми, в частности шахматами», — рассказал РБК Life Владимир Арлазаров.

В создании программы приняли участие сотрудники Института проблем управления АН СССР под руководством Арлазарова — Георгий Адельсон-Вельский, Михаил Донской и других ученые. В начале 70-х годов прошлого века в мире накопилось такое количество шахматных разработок, что при поддержке крупнейшей международной организации по информатике International Federation of Information Processing (IFIP) была организована Ассоциация шахматного программирования .

Чемпионат в Стокгольме в 1974 году

В начале 1970-х IFIP решила провести турнир между компьютерными шахматными программами. Чемпионат состоялся в 1974 году, участие в нем приняли более десятка машин из восьми стран. В ходе состязания, пока разработчики загружали в компьютеры данные о шахматных партиях, их представители в Стокгольме, получая по телефону информацию о следующем ходе, передавали сведения жюри.

Примечательно: габариты электронно-вычислительных машин (ЭВМ), на которых в те годы работали программы-участники, были внушительными. «Каисса», например, разрабатывалась на базе машины фирмы ICL, устройство занимало в институте зал площадью примерно 150 кв. м. Размеры остальных участников первенства были примерно такими же. Разместить непосредственно в Стокгольме удалось только две-три машины, а остальные участники чемпионата общались по телефону.

По итогу «Каисса» выиграла все четыре партии и стала первым чемпионом мира среди шахматных программ, обогнав таких соперников, как Chess 4, Chaos и Ribbit, набравших по три очка. Добиться такого результата удалось за счет того, что советская программа умела производить анализ шахматной партии во время хода соперника, применяла побитовое представление доски, имела дебютную книгу на 10 тыс. ходов и так далее. Впоследствии все эти новшества стали широко использоваться в шахматных программах.

Хоть в чемпионатах следующих лет «Каисса» уже не занимала призовых мест, однако победа на играх 1974 года навсегда вписала ее имя в историю шахмат.

Что скрывалось за разработкой шахматной программы

Советские ученые, занимавшиеся разработкой программ, способных играть в игры, преследовали более глобальную цель — научить машину решать все задачи, какие умеет человек.

«У инженеров и программистов было твердое понимание, что в шахматной игре человек использует механизм перебора ходов. А этот механизм применяется в подходе ко многим другим проблемам. Поэтому умение правильно использовать перебор откроет путь к машинному решению многих не вычислительных задач — тут, конечно, у нас сомнений не было никаких. Поэтому шахматы никогда не были самоцелью», — пояснил Арлазаров.

Другим направлением было распознавание, продолжил в разговоре с редакцией разработчик. Уже тогда решались такие задачи, как отличить кошку от собаки, распознать печатные символы и тому подобное.

«Третья сфера, которая так и не расцвела, — это логический вывод. Есть исходные данные и аксиомы, есть правила вывода, и надо получить новую теорему. Очень популярное направление и очень интересное, но успехов там, к сожалению, не было. Все это было на довольно слабом уровне — в тех же шахматах компьютеры играли на уровне третьего разряда. Отчасти это было связано с тем, что машинам не хватало памяти и мощностей, отчасти оттого, что мы еще сами только нащупывали основные пути исследования. Впрочем, мы и тогда осознавали, что хоть компьютеры используются в основном для расчетов, но будущее машин лежит не в них, а совсем в другом. Это и вдохновляло нас работать дальше».

Искусственный интеллект в наши дни

Современный искусственный интеллект позиционируется как система, способная выполнять сложные задачи, которые когда-то требовали участия человека. Сегодня ИИ применяется в самых различных сферах — от голосовых помощников (Siri от Apple, Google Assistant, Alexa от Amazon, «Алиса» от «Яндекса» и другие), которые отвечают на вопросы, делают напоминания, управляют устройствами до рекомендательных систем в сервисах потокового видео, распознавания лиц и объектов в смартфонах, автопилотов в транспортных системах, робототехнике, компьютерных играх, финансовом анализе, языковых переводчиках, медицинской диагностике. Список можно продолжать.

Серьезным прорывом в популяризации ИИ для широкого круга пользователей стала презентация универсального чат-бота ChatGPT в 2022 году компанией OpenAI, одним из основателей которой был Илон Маск. Бот способен выполнять самые разные задачи (вести диалог, искать ошибки в коде, сочинять стихи, писать сценарии) и доступен любому желающему. Искусственный интеллект даже смог пройти собеседование в Google на должность инженера с зарплатой $15 тыс. Позже свои версии чат-ботов выпустили другие мировые компании-разработчики.

Поделиться