Как научиться рисовать с нуля
. Пошаговые инструкции для начинающихРисование — одно из самых полезных творческих хобби: оно снижает уровень кортизола, улучшает настроение и повышает концентрацию внимания [1]. Чтобы рисовать на любительском уровне, не нужен талант или выдающиеся способности, важны лишь желание и самодисциплина. РБК Life рассказывает, как научиться рисовать с нуля, и предлагает пошаговые инструкции для первых набросков.
Как научиться рисовать с нуля: с чего начинать
Художник и преподаватель Марк Кистлер утверждает, что научиться рисовать может каждый, а добиться первых творческих успехов получится за месяц [2]. На достижение хороших результатов требуется 5–10 тыс. часов практики, считает преподаватель изобразительного искусства Владимир Лондон [3]. Скорость освоения навыков зависит от врожденных способностей и личностных качеств.
«Академический рисунок или живопись может освоить любой человек. Просто одному на освоение и выработку навыков потребуется тысяча часов, а другому — пять тысяч. Это похоже на игру на музыкальном инструменте: даже если у человека нет слуха, врожденных способностей, но он обладает достаточной усидчивостью и самодисциплиной, занимается с хорошим педагогом, он научится. Но не так быстро, как человек, у которого есть какие-то врожденные качества. По моему опыту, технарям — людям, у которых развито либо логическое мышление, либо пространственное, — учиться рисовать проще».
Перед тем как начать рисовать, купите необходимые художественные принадлежности. На первое время понадобится следующее.
- Набор графитовых карандашей. Степень их твердости обозначается латинскими буквами: B — мягкий, H — твердый, HB и F — средней мягкости. У карандашей B и H перед буквенным обозначением может стоять цифра: чем она больше, тем явнее проявляется свойство грифеля на бумаге. Например, 8B мягче и темнее, чем 2B, а 5H тверже и светлее, чем H [4]. Для эскизов подойдет карандаш HB, для наброска под краску — от 2H до 6H: легко стирается и не портит бумагу [5].
- Ластик. Лучше выбирать белый, так как некоторые цветные могут оставлять след на бумаге.
- Клячка. Она позволит сделать штрих менее ярким без полного стирания.
- Канцелярский нож. Точить карандаши лучше ножом, а не точилкой. Получится регулировать длину и форму грифеля: сделать его плоским или круглым, а кончик — острым или тупым [6]. Быстро и аккуратно подточить карандаш для тонких линий можно наждачной бумагой.
- Альбом для рисования. В нем отслеживать прогресс будет легче, чем на отдельных листах, которые можно потерять. Также можно приобрести бумагу для черчения. Благодаря гладкой поверхности на ней удобно учиться штриховать и делать наброски.
- Дополнительно можно приобрести небольшой мольберт и малярный скотч, чтобы закреплять листы. Его изготавливают на бумажной основе, он обладает низкой клейкостью, поэтому его легко снять с места нанесения. Перед началом рисования закрепите его по периметру листа, чуть заходя за край, а после завершения — снимите. Так у работы появится аккуратная рамка.
Материалы для рисования красками.
- Бумага для акварели. Она плотная, хорошо удерживает краску и подходит для акварели, гуаши и акрила.
- Краски. Выбирайте художественную акварель: в детской, как правило, меньше пигмента, и с ней сложнее сделать плавные переходы.
- Кисти. Многообразие их форм может запутать новичка. Универсальная кисть, которая подойдет на первых порах, — круглая. Ей можно закрашивать средние и маленькие участки рисунка благодаря острому кончику [7]. Заполнить фон краской и создать градиент будет легче с помощью большой плоской кисти. Для акварели подходят кисти, которые хорошо держат воду и обладают достаточной мягкостью. Например, белка или колонок. Синтетику и нейлон лучше оставить густым краскам.
Как научиться рисовать новичку
- Начинайте с простого. Не беритесь за сложные предметы сразу, сначала протестируйте материал. Потренируйтесь делать штрих карандашом, рисуйте произвольные формы и линии. Затем научитесь разбивать сложные объекты на простые фигуры: дом — на треугольник и прямоугольник, птицу — на овалы и круги. Затем создавайте объем и прорисовывайте детали.
- Выберите правильные материалы. «Лучше начинать с простого чернографитного карандаша мягкости HB, B, 2B. А вот масляные краски лучше оставить на потом», — посоветовал Николай Городняков. Елена Блохина не рекомендует новичкам использовать акварель, так как этот материал требует легкости и полупрозрачности слоев. Лучше подойдут акрил или темпера, которыми можно обновлять мазки без ущерба работе.
- Следите за постановкой руки. Правильная постановка руки в основном влияет на аккуратность штриха. Однако рисовать можно так, как удобно ученику, считает Николай Городняков.
- Изучите пропорции, правила линейной перспективы и светотени. В этом поможет специальная литература, наставники и видеоуроки.
- Чаще тренируйтесь. Навык можно развить, если рисовать каждый день понемногу. Например, по 5–10 минут. «Чем быстрее вы совершите свои пять тысяч ошибок, тем быстрее поймете, как их исправить», — пишет художник Кимон Николаидис в книге «Естественный путь к рисованию».
- Смотрите обучающие видео. На первых порах может быть проще учиться по видео, чем по текстовым схемам. Найдите художника, который вам нравится, и смотрите, как он рисует. Возможно, вы узнаете новую технику или поймете, где допускаете ошибки.
Как научиться рисовать пейзаж
- Проведите посередине листа линию горизонта.
- Над горизонтом мягким карандашом начните прорисовывать растительность произвольным способом. Это можно сделать горизонтальным или вертикальным непрерывным штрихом.
- Наметьте очертания гор. Они не должны быть ровными — рисуйте так, как представляете.
- Сделайте горы объемными с помощью штриха. Представьте, с какой стороны расположено солнце на вашей картине, — склоны с той стороны должны быть светлыми. В местах разломов и трещин линии получатся темнее.
- По желанию добавьте еще один горный массив за уже нарисованным. По тону он должен получиться светлее, потому что находится дальше.
- За горами нарисуйте полукруг солнца и растушуйте его. Это можно сделать пальцем или кусочком бумаги.
- Добавьте на горизонт деревья. Сначала наметьте вертикали стволов, а затем горизонтальным обрывистым штрихом нарисуйте ветки.
- Легким размашистым штрихом нарисуйте отражение гор на воде. Не нажимайте на карандаш, а пальцы расположите как можно дальше от кончика. Чем ближе к берегу, тем ярче отражение.
- Увеличьте нажим и плотным зигзагом прорисуйте отражения деревьев.
- По желанию добавьте в рисунок фигуры людей.
Чтобы научиться рисовать большие пространства, важно понимать законы линейной перспективы. Например, чем дальше объект, тем меньше он кажется. Параллельные прямые, которые стремятся к горизонту, встречаются в точках схода — вспомните уходящие вдаль рельсы [8].
Как научиться рисовать тело человека
- Нарисуйте прямую вертикальную линию и разделите ее на восемь равных частей: обычно столько раз голова укладывается в высоту тела.
- В верхнем сегменте нарисуйте голову. Начните с простой формы — овала. Придайте ему форму перевернутого яйца с плавными линиями, если изображаете женщину. Челюсть мужчины сделайте квадратной: нижняя половина лица должна быть похожа на перевернутую трапецию.
- Двумя короткими линиями наметьте шею. Более широкую — у мужчины, более тонкую — у женщины.
- Нарисуйте под шеей линию плеч. Ее длина обычно составляет около двух отрезков, на которые поделено тело. На противоположных концах прорисуйте круги — это основа рук. Проведите от них линии вниз до конца третьего сегмента и соедините так, чтобы получилась перевернутая трапеция.
- В четвертом сегменте нарисуйте еще одну трапецию, поменьше — таз. У женской фигуры она более широкая в основании.
- В шестом сегменте нарисуйте два круга по обе стороны оси — это колени. Проведите линии бедер, сужая их от таза к коленям.
- Далее нарисуйте икры, практически повторяя форму бедер: ведите линии от колена до половины седьмого сегмента, расширяя икры. Затем начните сужать. Округлая часть икры должна поместиться в седьмом сегменте, остальная — вместе с лодыжкой — в восьмом. Оставьте чуть меньше половины сегмента для стопы.
- Стопа анфас напоминает маленькую широкую трапецию — нарисуйте ее в нижней части восьмого сегмента.
- Далее нарисуйте руки. Проведите две сужающиеся линии от плеча и третьей горизонтали вниз, до четвертой.
- Предплечье повторяет форму икр: широкая часть займет четвертый сегмент, узкая — первую половину пятого. Кисть поместите в остальную часть.
Как научиться рисовать портрет
- Нарисуйте круг, отметьте центр и разделите его пополам вертикальной осью.
- Продлите ее вниз на длину радиуса и поставьте точку. Теперь лицо поделено на три равных отрезка.
- Отметьте на средней трети середину, обозначьте ее точкой.
- Соедините самую нижнюю точку оси с кругом так, чтобы получившееся лицо напоминало перевернутое яйцо.
- В центре окружности начертите горизонтальную линию глаз.
- Нижнюю треть разделите на три равных отрезка.
- На линии глаз — на отрезках справа и слева от оси — отметьте центральные точки зрачка.
- По обеим сторонам зрачка наметьте точки, в пределах которых будут располагаться глаза. Учтите, что расстояние между ними равно их собственной ширине.
- Соедините точки так, чтобы получились овалы — глаза.
- От внутренних уголков глаз проведите пунктирные линии вниз. Таким образом вы наметите ширину носа.
- Между пунктирными линиями, на нижней линии большого круга нарисуйте еще три маленьких — это основа носа.
- Наметьте форму губ. Они должны располагаться по центру нижней трети лица.
- Брови находятся под верхней линией средней трети. Наметьте их, учитывая длину — чуть больше, чем у глаз.
Когда эскиз готов, можно рисовать отдельные части лица.
- Соедините крайние точки глаза двумя изогнутыми линиями сверху и снизу. Форма должна получиться похожей на миндаль. Повторите то же самое со вторым глазом.
- Основание носа нарисуйте, проведя линию под тремя кругами, как бы соединяя их.
- В средней части нижней трети лица проведите горизонтальную линию — середину губ. Снизу нарисуйте обычный полукруг, а сверху — с небольшой ямкой, не соединяя его с серединой.
- Уши разместите по бокам головы в пределах средней трети. Верхний край ушей обычно находится на одной линии с бровями, а нижний — с основанием носа.
- Рисовать волосы начните немного ниже самой верхней линии головы. Сначала наметьте общий объем, затем делите его на пряди.
Чем и как научиться красиво рисовать
Карандаши
Обучение рисованию зачастую начинают с освоения карандаша, поэтому он хорошо подходит новичкам. Это один из самых доступных материалов, с помощью которого создают как полноценные картины, так и эскизы под краску. Прежде чем начинать рисовать графитным карандашом, стоит освоить законы светотени и правила линейной перспективы. Процесс довольно долгий и непростой. На этом этапе может потребоваться помощь наставника.
Самостоятельно можно попробовать освоить несколько техник.
Штриховка. Она может быть горизонтальной, вертикальной, перекрестной, по форме объекта. Смысл штриховки заключается в том, чтобы линиями на бумаге воссоздать текстуру, тень и форму. Чем выше их плотность и сильнее нажим карандаша, тем темнее участок.
Растушевка. Эту технику можно использовать для создания градиента или эффекта движения. Например, с ее помощью можно изобразить дерево в ветреный день. Растушевку делают с помощью специальных спонжей в виде мастихина, кусочков ткани и бумаги, намотанной на карандаш.
Стипплинг. Эта техника предполагает нанесение точек разного количества и размера для создания объема предмета.
Скрибблинг, или каракули. Свободная техника, которая предполагает произвольное движение карандаша. Объем создают за счет нажатия и плотности линий.
Контурный рисунок. Эта минималистичная техника заключается в запечатлении контуров объекта без штриховки и иногда предполагает беспрерывное ведение линии. Рисунок в этой технике можно сделать выразительным и динамичным с помощью силы нажима на карандаш [9].
Краски
Чтобы рисовать красками, помимо законов светотени, рекомендуем изучить теорию цвета. «Новичку подойдет гуашь и акриловые краски, профессионалам — масляные, акварель», — считает Николай Городняков, преподаватель и основатель студии «Кузница искусств Гефест». Ошибки в акварели достаточно сложно исправить: это водянистая краска, требующая легкости и «воздуха» в работе. И наоборот, такие густые краски, как гуашь и акрил, позволяют перекрывать неудачные мазки без потери качества работы. Некоторые техники можно применить в работе и с акварелью, и с гуашью, и с акрилом.
«Сухая кисть». Эта техника требует мало краски и воды для создания текстурного мазка. Ее можно использовать для всей картины или на отдельных участках. Для этого нужно смешать пигмент, убедиться, что смесь не очень влажная, и окунуть сухую кисть в краску. Осталось промокнуть ее бумажным полотенцем, чтобы убрать излишки, и сделать мазок.
«Мокрым по мокрому». Техника предполагает нанесение краски мокрой кистью на влажную поверхность. Она позволяет цветам смешиваться и создавать плавные переходы. Для этого нужно смешать на палитре пигмент с водой и нанести на бумагу, смоченную губкой или кистью. В акриловые краски воду можно не добавлять.
С помощью техники «мокрым по мокрому» рисуют не только объекты, но и фон.
Пуантилизм. В этой технике форму, объем и цвет задают точки, которые наносят круглой или плоской кистью, ватной палочкой или пальцем. Чтобы рисовать было проще, делают подмалевок. Это цветовой эскиз, на котором пятнами обозначают основные оттенки, объем и форму объектов. Для насыщенности точки располагают ближе друг к другу. Расстояние между ними увеличивают в участках, где один цвет переходит в другой.
Лессировка. Смысл техники в нанесении полупрозрачных слоев краски друг на друга. Гуашью лессировку выполнить легче, потому что она высыхает быстрее по сравнению с акварелью. Однако ее нужно несильно разбавить водой на палитре.
Сложность техники состоит в движении от светлого к темному. Поэтому пигмента в первом слое должно быть немного, объем и цвет задают постепенно. Также давайте каждому слою хорошо просохнуть, чтобы случайно не перейти в технику «мокрым по мокрому».
Наносить краску можно разными способами: губкой, валиком, мастихином. Для необычной текстуры художники добавляют на влажный рисунок соль разного размера и спирт. Постоянные эксперименты с техниками помогут найти идеальную для себя.
На графическом планшете
Графический планшет — это гаджет, который подключают к компьютеру, чтобы рисовать в специальных программах. На нем работают дизайнеры, иллюстраторы, 3D-художники — все те, кто занимается цифровым искусством. Планшет подходит художникам, которые не хотят тратить деньги на дорогие краски, бумагу и кисти. В квартире не будет лишнего мусора, так как виртуальные рисунки занимают место только на компьютере. Также исправлять ошибки будет проще: в программе можно легко менять слои, редактировать перспективу и переставлять объекты.
У планшета есть и минус — почувствовать текстуру краски и в полной мере понять, как она проявляет себя на бумаге, не получится. Художница Моника Загробельна считает, что рисование в программе — это поиск легкого пути, который мешает учиться на ошибках [10].
Вопросы экспертам
Что бы вы посоветовали тем, кто хочет научиться рисовать?
«Рисовать и еще раз рисовать. Зарисовки, стадики, просто почеркушки. Почитать профильную литературу. Рисовать с натуры и из головы. Затем пробовать работать разными материалами. В традиционном рисовании практика значит много больше теории, хоть без нее и никуда».
«Первый совет — насчет художественного видения и восприятия. Если вы идете по улице, хотя бы пять минут смотрите на окружающее пространство и попытайтесь увидеть что-то необычное, красивое. Подумайте, как это можно перенести в работу. Удивляйтесь миру, постарайтесь замечать детали. Например, вы едете в метро и видите, что у людей отличается форма рук. А руки иногда лучше говорят о человеке, чем его лицо, показывают чуть ли не черты характера или сферу деятельности. Пытайтесь самую обычную вещь представить в фантастическом контексте, необычной среде. Например, яблоню среди пустыни. В общем, фантазируйте.
Второй совет: рисуйте. Лучше рисовать каждый день понемногу, чем раз в неделю шесть часов. Здесь как в спорте: чтобы выработать навык связи мозга с рукой — мышечную память — избавиться от боязни пачкать белый лист, рисуйте по 5–10 минут в день, но регулярно. Чтобы быстро выработать навык и прокачать скилл. Да, первые наброски будут некрасивые, вам будет не нравиться, но можете никому их не показывать и убирать в стол.
Третий совет: рисуйте с натуры. Не только с фотографий, чужих картин, картинок в интернете, нейросетей. С нейросетей срисовывать особенно не советую: они часто делают композиционные и анатомические ошибки. К тому же в таких картинках слишком много визуального шума. Срисовывайте с фотографий и картин хороших фотографов и художников, где ясное освещение и хорошая композиция. Еще лучше — рисовать с натуры. Попробуйте изобразить стаканчик из-под кофе, это не менее интересный объект вашего эстетического внимания, чем Венера Милосская. Ставьте себе ограничения во времени, чтобы процесс не надоедал и не пропадал запал. Можете рисовать карандашами или красками цветы, деревья, кружку, наушники. Может быть, сядьте в кафе и попробуйте быстро порисовать людей. Сначала будет не получаться, но натура заставляет лучше вглядываться и понимать, как рисовать, потому что это трехмерная реальность. Приходится думать о форме, объеме, так как вы не срисовываете пятна и линии с чужой работы».
Как правильно ставить руку при рисовании за столом? За мольбертом?
«Можно рисовать и на столе, и на мольберте. Когда лист больше формата А4 или А5, рисунок вытягивается, поэтому его желательно ставить на мольберт. Или вставать и смотреть сверху, чтобы увидеть ошибки.
Как ставить руку? Не двигайте пальцами ни при рисовании по горизонтали, ни при рисовании по вертикали. Даже если ведете линию или делаете штрих. Работайте запястьем, локтем или плечом, а пальцы пусть четко фиксируют карандаш. Если делаете штрих, совершайте запястьем одинаковые движения, чтобы все штрихи были похожи друг на друга. Не возите пальцами по карандашу. Если нужно проработать мелкие детали, сдвиньте пальцы ближе к основанию. Если нужен широкий замах, держите ближе к концу.
Плюс ко всему, когда вы рисуете вертикально, всегда нужна опора: на весу новичку рисовать сложнее. Поэтому ставьте руку прямо на холст либо оттопыривайте мизинец и ставьте на него кисть, чтобы был рычаг-опора. Можно опереться на запястье или локоть. Но если вы рисуете по горизонтали, рука и так лежит на поверхности стола и не будет дрожать. Мой совет: посмотрите видео, где художники рисуют, и обратите внимание, как они держат карандаш, кисточки или даже стилус графического планшета».
Какие материалы для рисования лучше подойдут новичку?
«Люди разные, но если мы говорим про живопись, то легче всего начать, как ни странно, с масляных красок. Декоративные и дизайнерские работы легче делать акрилом или темперой. Это укрывистые материалы — если вы не дотянете в цвете или тоне, то можете делать много слоев, перекрывать их, накладывать без ущерба качеству работы. В акварели, например, важно, чтобы бумага «дышала». То есть слои должны быть полупрозрачные, легкие, невесомые, и многим новичкам это тяжело реализовать. Поэтому акварель новичкам я бы не рекомендовала. Им также лучше избегать спиртовых маркеров, если не закрыты базовые знания в академическом рисунке, светотени, построении, перспективе. Технически этот материал очень сложный, им непросто делать ровные красивые растушевки и заливки. К тому же, если вы сделаете ошибку, исправить ее не получится.
Освойте базу через карандаш и акрил, одновременно можете попробовать себя в диджитал рисовании на графическом планшете. В программе легко редактировать: отключать слои, менять форму объекта, редактировать перспективу. Но для этого параллельно с обучением рисованию вы должны освоить программу. С другой стороны, возрастают возможности: в том же Photoshop вы можете делать анимацию и превращать рисунки в 3D-модели в других программах».
Какие техники рисования красками подходят новичкам, а какие — профессионалам?
«И новичкам, и профессионалам подходит все, просто профессионалам будет легче, а новичкам труднее. Можно сделать суперский рисунок на самой простой бумаге самым простым карандашом или ручкой в тетрадке в клетку. Если мы не говорим про диджитал, то одна из наиболее сложных техник, которая больше подойдет профессионалам, — это аэрография, граффити, работа с баллонами на больших площадях. Вживую сложно делать очень маленькую работу (например, 3x3 см) и очень большую (например, рисование на фасадах). Рисование декораций в театрах, роспись машины — это тоже больше для профессионалов. Также довольно трудно делать татуировки, потому что у людей разный цвет кожи и цена ошибки для новичка слишком большая».
Можно ли самостоятельно научиться рисовать?
«Самостоятельное обучение может проходить не прямо, а по кривой линии, но это может сослужить добрую службу — так учащийся может постичь техники и приемы, которые не заложили в академический план изначально. Но самому может быть сложнее с организацией и дисциплиной. Оптимальный вариант — начать самому, а затем прийти к преподавателю, когда появятся вопросы, сложности или просто желание организовать обучение профессионально».
«Самостоятельно научиться рисовать можно, но потребуется большее количество времени. Так как обратной связи от педагога не будет, до каких-то выводов придется доходить дольше. Например, включил ролик на YouTube, посмотрел, попытался скопировать, но увидел в рисунке ошибки и не знаешь, как их исправить. Соответственно, будешь думать, как это сделать, а преподаватель давно бы уже помог».