Жостовская роспись на выставке «Россия»: чем она уникальна

. Это один из самых узнаваемых отечественных народных промыслов
Обновлено 20 июня 2024, 11:18
<p>Посетительница в музее&nbsp;Жостовской фабрики</p>
Фото: zhostovo_fabrika / Telegram

Посетительница в музее Жостовской фабрики

В декабре следующего года будет 200 лет, как братья Вишняковы открыли собственную мастерскую по изготовлению лакированных подносов с цветочной росписью. Предприимчивые бывшие крепостные соединили вместе два промысла — лакированную роспись изделий из дерева и папье-маше, которую использовали мастера в их родном селе Жостово и нескольких соседних деревнях, и ковку железных подносов. Братья, что называется, попали в тренд. В 20-е годы XIX века как раз возникла мода на чай, пить его было принято со сладостями, для красивой подачи которых требовался поднос. Так что яркие подносы Вишняковых из Жостово сразу нашли своего покупателя.

Секрет успеха именно жостовских подносов — это не только красота узора, но и особая технология изготовления лаков, которую братья позаимствовали из соседнего села Федоскино. Причем состав лака, позволяющего узорам сохраняться десятилетиями, до сих пор держится в тайне. Доподлинно известна лишь его основа, которая состоит из копала и пальмовой смолы из Азии и Африки. Считалось, что жостовские подносы по качеству ничем не уступали продукции из Китая, а стоили в несколько раз дешевле. Сыграла свою роль и близость деревни к Москве (всего 20 км) — это позволило быстро расширить круг покупателей.

После революции на базе мастерской была образована Жостовская трудовая артель, которая в 1928 году вместе с другими подобными организациями объединилась в артель «Металлоподнос». Неоднозначным периодом для жостовского промысла стали 1920–30 годы, когда сверху художникам навязывали советские мотивы для росписи.

Хотя в итоге мастерам и удалось отстоять свое право на независимость. Зато в 1960-х начался период расцвета промысла, который продолжается и сегодня. Наконец жостовские подносы стали восприниматься как произведение искусства и начали получать награды на международных выставках. До наших дней сохранилась традиция, по которой большую часть подносов продолжают расписывать вручную. За почти два столетия существования промысла художники придумали около 150 форм подносов, из которых 118 по-прежнему изготавливают не фабричным способом при участии пресса, а с помощью специальных молотков и ножниц по металлу.

На лекциях, которые периодически проводят ведущие сотрудники фабрики для гостей выставки «Россия», в частности, подробно рассказывается и про главный узор жостовских подносов — букет. Чтобы создать ощущение объема, мастера рисуют по краям небольшие цветы, почти не различимые на темном фоне. Именно за счет них узор будто выступает вперед.

Особая гордость Жостово — необычный «копченый» поднос с узором «под червячка» или «черепаху». Чтобы добиться желаемого эффекта, железные подносы коптят пламенем свечи. Самые известные подобные подносы находятся в экспозиции Музея-усадьбы Льва Николаевича Толстого в Хамовниках, так как в прошлом принадлежали самому писателю.

В рамках Международной выставки-форума «Россия» регулярно проходят мастер-классы по жостовской росписи от главных художников фабрики, доступные и взрослым, и детям. А по их завершении все участники могут забрать домой собственноручно украшенный сувенир.

Но это далеко не единственная возможность приобрести поднос с традиционным жостовским узором. В пространстве «Универмаг», открытом в павильоне № 75 Международной выставки-форума «Россия», все желающие могут порадовать себя продукцией жостовской фабрики. В «Универмаге» представлены классические сюжеты подносов, украшенных природными мотивами, цветами.

Реклама. Рекламодатель: АНО «Дирекция выставки достижений «Россия».

erid: F7NfYUJCUneLsWT9qYFp

Поделиться
Авторы
Теги