Что будет с дипломами бакалавров после упразднения

. Эту степень исключат из системы высшего образования России с 2025 года

Минобрнауки: упразднение бакалавриата не обесценит полученных дипломов

Обновлено 16 мая 2024, 10:03
<p>Вручение красных дипломов выпускникам Московского государственного университета (МГУ) имени Ломоносова в 2023 году</p>
Фото: АГН «Москва» / Артур Новосильцев

Вручение красных дипломов выпускникам Московского государственного университета (МГУ) имени Ломоносова в 2023 году

Реформа высшего образования не повлияет на выпускников, которые ранее уже получили дипломы степени бакалавра. По словам замминистра науки и высшего образования Константина Могилевского, их документы сохранят свой вес, пишет ТАСС.

«Их дипломы сохранят свой вес, ведь стоящие за ними знания никуда не делись — работодатели это прекрасно понимают. Речь идет о новой точке отсчета в развитии национальной системы образования», — заявил замминистра.

Могилевский добавил, что предстоящие изменения системы высшего образования в России не несут издержек — в том числе, для тех, кто сейчас обучается по бакалаврским программам.

Исключение из Болонской системы

Реформе образования предшествовало исключение всех российских вузов из Болонской системы, о чем в июне 2022 года сообщили в Минобрнауки. О своем решении Болонская группа объявила еще в апреле того же года.

«11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса», — заявил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.

В Совфеде назвали тогда Болонскую систему пылесосом, «который очень активно позволял выкачивать умных людей из России».

В 2003 году Россия перешла на Болонскую систему образования. Тогда в стране начала формироваться двухуровневая система: бакалавриат, который предполагал четыре года обучения, и двухлетняя магистратура.

Болонская система образования — концепция, принятая в едином учебном пространстве ведущих европейских стран, которые подписали Болонскую декларацию в 1999 году. Ее подписали Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.

Преимущество это системы было в том, что страны-участницы взаимно признавали дипломы друг друга, это же позволяло совершать обмен между преподавателями и студентами. Кроме того, обучающийся мог комбинировать сферы.

Реформа образования

Вскоре Валерий Фальков заявил о намерении ведомства разработать свою собственную систему высшего образования, в основу которой будут заложены «интересы национальной экономики».

«К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — отметил министр.

Затем уже Владимир Путин во время послания Федеральному собранию предложил вернуться к истокам. Глава государства заявил, что в российском образовании назрели существенные изменения с учетом новых требований во всех сферах жизни.

«Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается следующее: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием», — заявил Путин.

Итогом озвученного предложения стал президентский указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в 2023–2026 учебных годах в шести российских вузах.

Участники эксперимента:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Что изменилось

Новшество этого пилотного проекта в плавном переходе вузов-участников на новую систему высшего образования. Для них установлены следующие уровни:

  • базовое (срок освоения — четыре-шесть лет);
  • специализированное (магистратура — один-три года, ординатура, ассистентура-стажировка),
  • аспирантура теперь — отдельно выделенный уровень профессиональногообразования, направленный на подготовку научных и научно-педагогических кадров.

Вузы — участники проекта начиная с 2023 года каждые полгода до 10 июня и до 10 января обязаны представлять в Минобрнауки доклад о ходе проведения эксперимента.

К 2026 году эту систему хотят расширить, заявил 12 мая вице-премьер Дмитрий Чернышенко. «Мы с вами вместе работаем по поручению президента над формированием новой модели высшего образования. С 2026 года планируется ее полномасштабное внедрение более чем в тысяче вузов страны», — заявил он.

Поделиться