Запреты и атомная бомба: как бикини покорило модный олимп

. В середине XX века такой купальник отказывались демонстрировать модели

Как бикини покорило модный олимп и почему его отказывались носить модели

Обновлено 30 апреля 2024, 19:29
<p>Урсула Андресс,&nbsp;Кэрри Фишер,&nbsp;Рэкел Уэлч</p>
Фото: Eon Productions Ltd. / Lucasfilm Ltd. / Associated British-Pathé Limited / Hammer Films

Урсула Андресс, Кэрри Фишер, Рэкел Уэлч

Идея раздельных купальников существовала довольно давно. Например, на вилле дель Казале (Сицилия) сохранилась мозаика IV века с изображением женщин в лифах и плавках, напоминающих бикини. И все же в моду купальники вошли гораздо позже, рассказывают в Los Angeles Times. Фешен-мир ждал их еще несколько столетий. Первые костюмы для плавания во время отдыха появились лишь в середине XIX века. В то время досуг на пляже стал доступнее для большего числа людей. Причина: прогресс в развитии общественного транспорта и распространение идеи о свободном времени, пишет Time.

Купальники в Викторианскую эпоху мало напоминали современные. В 1880-е девушки надевали шерстяные костюмы с высокой горловиной, длинными рукавами, чулками, панталонами и юбкой, минимальная длина которой была «до колена». И это еще не весь «комплект». Купальщицы носили специальные шапочки и брали с собой зонтики.

Революция в мире пляжной моды произошла в середине XX века. Именно тогда появилось бикини. Рассказываем, как оно связано с атомной бомбой, почему прятали пупки и какие споры о теле вызвал откровенный купальник.

Анатомическая бомба

5 июля 1946 года 19-летняя стриптизерша Мишелин Бернардини впервые продемонстрировала бикини. Автор наряда — экс-инженер Renault Луи Реар. В том же году, но чуть ранее аналогичный костюм — «Атом» — представил модельер Жак Хайм. Несмотря на схожесть, купальники Реара произвели больший фурор — для их пошива использовалось меньше ткани. Ее требовалась так мало, что бикини продавали в коробке в виде металлического куба с ребром в 6 см, уточняет Sud Ouest.

В то время бикини было настолько провокационным, что модели просто отказались надевать его — именно поэтому на показ мод позвали танцовщицу стриптиза Бернардини.

«Бикини — первая анатомическая бомба», — гласил рекламный слоган купальника.

В 1940-е годы привлекательных женщин называли «секс-бомбами», уточняют в The Slate. Новые купальные костюмы получили прозвища, относящиеся к ядерному оружию. Купальник Реара был назван в честь атолла, где США проводили испытание атомной бомбы. За два года до появления откровенного пляжного наряда родная для инженера Франция была освобождена от нацистской оккупации. Реар понимал, что с возвращением мира люди начнут стремиться получать от жизни удовольствие.

Запрет на пупок

Сперва бикини запрещали — уж слишком откровенным считался купальник. Появляться в нем на пляжах Испании, Италии, Португалии, Австралии и Бельгии было нельзя, добавляют в CBS News.

Шум вокруг бикини отчасти был связан с пупком. Дело в том, что в Голливуде с 1934 года действовал «Кодекс Хейнса», который запрещал показывать пупок в кадре. «Низ» одежды должен был оставаться высоким и прикрывать пупок. Запрет на пупок был и в журналах.

В 1951 году Керстин «Кикки» Хоканссон из Швеции победила на первом конкурсе красоты «Мисс Мира», и она была в бикини. После этого папа римский назвал моду на бикини греховной. Позже бикини запретили и на других конкурсах красоты. На конкурсе красоты «Мисс Америка», например, участницам разрешили надевать раздельные купальники только в 1977 году.

Но бикини продолжало завоевывать внимание. В фильме 1952 года «Манина, девушка в бикини» в откровенном купальнике снимается Брижит Бардо. Благодаря ей бикини стало популярно в Европе. Чтобы добиться успеха в США, миниатюрному купальнику пришлось потратить чуть больше времени.

В 1962-м вышел первый фильм о Джеймсе Бонде «Доктор Ноу» — бикини с поясом для ножа в этой ленте носила Урсула Андресс. Сцена, в которой актриса выходит из воды, — культовая. Много лет спустя ее процитировали в другой серии бондианы — «Умри, но не сейчас» (2002) с Холли Берри.

В числе легендарных версий купальника — золотое бикини Кэрри Фишер в «Звездных войнах» и купальник из оленьей кожи на Рэкел Уэлч в «Миллион лет до нашей эры».

Журналы тоже сдались под напором бикини. В 1962-м бикини появилось на обложке Playboy, а в 1964-м — на обложке Sports Illustrated.

Споры об идеальном теле

Как пишет Vogue, история бикини — это история тела: плоти, цензуры, провокаций и разочарований. Тела популяризаторов бикини соответствовали ограниченным стандартам красоты и воплощали определенный тип сексуальности.

У той же Рэкел Уэлч и ее коллег-сверстниц были шикарные тела с пышной грудью и «мягким» животом без кубиков пресса. На первых снимках девушек в бикини даже заметно, как они втягивают живот, обратили внимание в The Slate.

В 1970-х годах стандарты красоты поменялись — появились такие модели, как Шерил Тигс. В отличие от той же Рэкел Уэлч у Тигс было спортивное телосложение, которое остается в моде и сейчас. В связи с таким идеалом стройности созрели вопросы о том, кто же должен носить бикини?

Уже в 1960-е заговорили о том, что бикини могут позволить себе только очень молодые девушки с «идеальным телом». С тех пор споры об идеальном теле не прекращаются. Однако некоторые дизайнеры купальников все же призывают носить бикини женщин всех возрастов и комплекций.

Споры вокруг бикини не утихают из-за того, как по-разному относятся к женскому телу. Например, в 2016 году Эмили Ратаковски опубликовала серию фото в бикини. Модель заявила, что женщины сами выбирают, когда и как им «делиться» своей сексуальностью, пишет Yahoo! Ее, казалось бы, феминистский посыл столкнулся с критикой со стороны некоторых феминисток. Девушку упрекнули в противоречии. Якобы подчеркнуто сексуальное позирование, кажется, предназначено для «мужского взгляда» и укрепляет нормы женской сексуальности и идентичности, которые основаны на желаниях мужчины, а не на расширении прав и возможностей женщин.

Лиззи Крокер из The Daily Beast считает, что такую критику в адрес Ратаковски легко понять. Модель борется против угнетения женских тел и в то же время зарабатывает благодаря своим идеальным формам. Крокер предполагает: пройдет немало времени, пока общество привыкнет к мечтам Ратаковски о том, что известной можно быть не только благодаря актерским или политическим амбициям, но и за счет своего тела.

Профессор гендерных исследований Джульетт Уильямс в связи со скандальным постом Ратаковски отметила: это действительно может прозвучать как сильное заявление — признать, что вам нравится сексуальная объективация собственного тела. Однако само по себе такое заявление может проигнорировать тот факт, что очень многие женщины страдают от навязанной сексуальной объективации.

«Быть может, бикини существует «в глазах смотрящего». Для кого-то это утверждение свобод, а для кого-то — символ вездесущего «мужского взгляда» и давления на женщин», — размышляют в Vogue.

Поделиться
Авторы
Теги