Камчатская семья: о чем фильм «Огненный лис» с ММКФ-2024

. История лисиц в Кроноцком заповеднике способна тронуть каждого
Обновлено 24 апреля 2024, 15:27
Дмитрий Шпиленок / Shpilenok Film
Фото: Дмитрий Шпиленок / Shpilenok Film

Гости Международного московского кинофестиваля смогли посмотреть фильм Дмитрия Шпиленка «Огненный лис» — презентация ленты прошла 20 апреля в киноцентре «Октябрь», а 22 апреля картину показали в «Художественном». Широкая премьера состоится 18 мая.

Фильм о жизни семьи камчатских лис — не привычная документалистика, какие снимает National Geographic, а кинематографическая анималистика. Авторы решили зайти на территорию документального жанра с художественными инструментами, чтобы непростая судьба диких лис в охраняемой природной зоне Кроноцкого заповедника тронула сердца зрителей.

РБК Life рассказывает, почему фильм об уникальных характерах животных выглядит необычно и напоминает анимационные работы студий Disney и Pixar, где в персонажах-животных угадываются человеческие черты.

«Жизнь гораздо богаче, чем наше воображение. У каждой лисы свой характер. Мы видели, как они подвержены депрессиям и страхам, как радуются, как принимают решения, — объясняет режиссер Дмитрий Шпиленок в интервью «ВТБ — России». — Радуются тоже удивительно: бегают по тундре, кувыркаются, как маленькие дети. В общем, много интересных проявлений, которые не надо как-то интерпретировать. Нужно просто наблюдать».

Некоторые сцены фильма снимали не дыша: «актеров», которые работают без сценария и без репетиций, нельзя отвлекать. Но как в таких условиях получить пронзительную художественную историю?

«Огненный лис» — настоящее семейное кино, только в центре сюжета не людские заботы, а лисьи. В фокусе — семья лисиц-огневок Ветра, Лавы и их детенышей. Это история, полная нежности и тяжелых испытаний. Их с достоинством преодолевает Ветер: в детстве он потерял отца, который спас маму и своих детей от медведя, а сам погиб. С тех пор лис панически боялся медведей, но однажды столкнулся с одним из них. На кону стояла жизнь его собственных детей, и Ветер прогнал косолапого.

Фильм, снятый при поддержке банка ВТБ, готовили три года: сценарий писала Анна Шпиленок, за режиссуру отвечал Дмитрий. Съемки то шли, то прерывались, условия были суровые («Мы по восемь-девять месяцев жили в десятиметровом домике. Там же хранили оборудование и продукты, топили печку. Раза два в месяц нам поступали продукты»), а главные актеры, казалось, совсем и не главные.

«Мы настраивались на других героев: это была удивительная пара. Он приносил ей мышек, у них были красивые ритуалы. Мы хотели делать фильм про них. Но потом появился волк. Что произошло, мы не знаем, но лис остался один», — рассказывает режиссер предысторию. По его словам, из-за поведения Ветра, который всего боялся, как в героя в него совсем не верили, и первые два года ничего не получалось. Но на третий год съемок, к удивлению группы, он стал королем тундры: воспитывал лисят, отпугнул от семьи медведя.

«В фильме возник посыл: даже со своими детскими страхами можно справиться. Эту трансформацию удалось показать на экране. Получилась удивительная история про преодоление себя», — добавляет Дмитрий. В ней отражается судьба каждого, кто ее посмотрит: борьба и скитания Ветра близки человеческому естеству и резонируют с ним. Это история не только о лисах на просторах Камчатки, но и о каждом из нас.

«Мне хотелось, чтобы зритель понял: несмотря на то что мы не идеальны, мы можем реализовать свои шансы, добиться любви и быть счастливыми», — говорит режиссер. Он уверен, что просмотр такого фильма сродни сеансу психотерапии, то есть целителен: «Нащупывает в нас какие-то важные тонкие моменты, восстанавливает глубокие связи, которые были у наших предков с дикой природой».

События «Огненного лиса» разворачиваются на территории одного из старейших в России (Кроноцкого) заповедников, который сотрудничает с ВТБ уже десять лет. Здесь обитают бурые медведи, крупный камчатский северный олень, лось и снежный баран, американский суслик, рысь и росомаха. И конечно же, огненные лисицы.

«Охрана природы и сохранение биоразнообразия нашей страны — одна из задач социально ответственного бизнеса. «Огненный лис», созданный при поддержке банка ВТБ, наглядно показывает, каким огромным богатством мы обладаем, гордимся и как важно его оберегать. Фильм стал настоящим творческим экспериментом, который сочетает реалистичность документального и зрелищность художественного кино», — рассказывает старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.

«Если есть задача рассказать о дикой природе, лисы — это лучшие проводники, — объясняет Шпиленок. — Они связывают все биотипы Кроноцкого заповедника. Например, на лимане плавают киты, на скальном участке живут снежные бараны, а лисы пронизывают все участки. С одной стороны, лисы — хищники, с другой — жертвы. К тому же они обаятельные — все любят лис. Благодаря уму и скорости они выходят победителями из самых сложных ситуаций».

В пресноводном Кроноцком озере (площадью 242 кв. км), третьем по максимальной глубине на Камчатке, водятся эндемичные лучеперые рыбы, за которыми с интересом наблюдают ихтиологи и генетики. В бассейне озера произрастает камчатская лиственница, где гнездятся белоплечие орланы, сапсаны и беркуты. Украшают Кроноцкое лебеди.

Режиссер «Огненного лиса» надеется, что фильм может помочь этой природной зоне, где каждый год чиновники намереваются устроить рыбоводство, соорудить ГЭС или пробурить ход к нефтяным залежам.

«Несколько раз заповедник уже закрывали. Но я понимаю, что делать научно-популярный фильм и пытаться достучаться до ума — бесполезно. Нужно достучаться до сердца, чтобы зритель почувствовал нашу любовь к этому месту. Особенно это касается детей и подростков. Их легко можно влюбить в наших героев. Если в будущем они будут принимать решения, будучи у власти, они будут их принимать с учетом интересов братьев наших меньших», — подытоживает Дмитрий Шпиленок.

Поделиться
Авторы
Теги