Что известно об отмене обществознания в средней школе
. Собрали мнения педагогов и экспертов в области образованияКак изменится школьная программа из-за отмены обществознания в средней школе
Обществознание перестанут изучать в 6, 7 и 8-х классах, следует из приказа, опубликованного Министерством просвещения. И хотя документ уже подписан и вступил в силу, изменения предстоит почувствовать на себе тем, кто сейчас учится в младшей школе.
РБК Life вместе с экспертами разбирался в сути нововведения.
Когда отменят обществознание в школах и как изменится программа
По-новому преподавать обществознание в российских школах начнут с 1 сентября 2025 года, именно эта дата фигурирует в приказе Минпросвещения. При этом опрошенные РБК Life эксперты уверены, что даже у нынешних шестиклассников нет причин для волнения.
«Уже обучающимся по программам основного общего образования (учащимся 5–9-х классов) волноваться не о чем — для них ничего не меняется. Новая программа с уменьшенными часами на обществознание будет актуальна только для тех, кто будет принят в основную школу (в пятый класс) с 1 сентября 2025 года», — объяснил РБК Life доцент кафедры методики преподавания истории и обществознания Государственного университета просвещения Вадим Ковригин.
Программа по обществознанию в 9-м классе составит 34 часа, то есть один урок в неделю. Сейчас в средней школе на обществознание также отводят не больше одного часа в неделю. Плюс еще по одному уроку в неделю в 10-м классе и только в 11-м обществознание дважды появляется в расписании.
«Если обратиться к содержанию учебника под редакцией Боголюбова (самое распространенное пособие. — Прим. авт.), станет ясно, что большая часть тем в той или иной мере обсуждается на других предметах гуманитарного профиля: истории, литературе», — отметила в разговоре с РБК Life учитель истории и обществознания школы-клуба «Династия» Виктория Еранцева. «Кроме того, программа по обществознанию в 8–9-х классах по большей части копирует материал предыдущих лет, но раскрывает темы более подробно, углубленно. Практика показывает, что двух лет достаточно, чтобы всесторонне освоить необходимый материал и успешно сдать ОГЭ по предмету. Таким образом, предмет обладает небольшим содержательным потенциалом и может быть освоен в более короткий срок. Более того, интенсивно готовиться к экзаменам большая часть школьников начинает не раньше 9-го класса, что лишь подтверждает возможность освоить предмет в сжатые сроки», — добавила эксперт.
В Министерстве просвещения обещают сделать обновленный курс обществознания «более практикоориентированным».
Почему отменяют обществознание
Предмету пришлось ужаться из-за решения Минпросвещения почти в полтора раза увеличить количество уроков истории: в том же документе говорится, что историю будут изучать не 340, как сейчас, а 476 часов. В 5–7-х классах ученикам предстоит освоить модуль «История нашего края», а в 8-м уже увеличится время, отведенное на всеобщую историю и историю России.
«Иным способом увеличить часы на изучение истории вряд ли было возможно — учащиеся школ, особенно в профильных классах, перегружены. Это можно сделать только за счет иных предметов — и обществознание как «жертва» представляется наиболее логичной», — признает Вадим Ковригин.
Будет ли отмена ОГЭ по обществознанию
В Минпросвещения заверяют, что экзамен будет адаптирован под обновленный курс.
«Конечно, никто не запрещает проводить ОГЭ по предмету, который преподавался всего 34 часа. ВПР же проводят после 6-го класса! Думаю, что это приведет к еще большей популярности обществознания в качестве предмета для сдачи госэкзамена. Почему-то у многих он считается легким и сейчас», — говорит Ковригин.
При этом, как рассказал РБК Life репетитор по обществознанию, сертифицированный Федеральным институтом педагогических измерений эксперт по ЕГЭ Станислав Пчелинцев, в учительской и репетиторской среде многие ожидают отмены ОГЭ по обществознанию.
«Учитывая, что на обществознание в основной школе останется всего 34 часа, то представляется неоднозначным решением проводить по нему полноценный экзамен», — считает он.
Будет ли отмена ЕГЭ по обществознанию
Обществознание — один из самых популярных предметов ЕГЭ по выбору, это подтверждают и данные Рособрнадзора. В прошлом году его сдавали около 270 тыс. человек. Это и неудивительно, ведь именно ЕГЭ по обществознанию необходим для поступления в вуз на многие социально-экономические специальности.
Официальных комментариев о судьбе ЕГЭ по обществознанию пока нет, но эксперты не видят причин для его отмены.
«Утвержденные изменения не являются основанием для отмены экзамена. ЕГЭ основывается прежде всего на материале 10–11-х классов, но лишь с учетом концентрической системы (материал, по сути, проходится два раза — с 6-го по 9-й и в 10–11-м классах), — уверен Станислав Пчелинцев. — У нынешних десятиклассников повода для паники нет: ЕГЭ в 2025 году будет, судя по всему, практически идентичен предстоящему в этом году экзамену».
Что будет с профильными социально-экономическими классами
Во многих школах, особенно в Москве и Московской области, начинают углубленно изучать тот или иной предмет задолго до ЕГЭ, формируют специальные 6–7-е классы. Разумеется, у родителей, которые видят новости об отмене обществознания, возникают вопросы, что будет с классами, где главная роль отводилась именно этому предмету.
«Хотелось бы, чтобы для специализированных классов обществознание все же оставили — для более глубокого изучения, — отмечает Виктория Еранцева. — Для будущих экономистов, политологов, социологов, юристов необходимо фундаментальное понимание тех направлений, которые они изучают. Обществознание имеет к этому непосредственное отношение, и, скорее всего, в специализированных классах акцент делается не на федеральные учебники, а на авторские наработки учителей и подготовку к всероссийской олимпиаде. Это уже совершенно иной уровень освоения материала».
Важно отметить, что возможность сохранить более глубокое изучение обществознания, как и других предметов школьной программы, у конкретных школ есть. Причем прямо в рамках действующих правил, ведь у педагогов есть определенная свобода действий в рамках учебного плана.
«Тревога и недовольство учителей, родителей понятны — реформы вызывают чувство неопределенности. В любом случае у школ остается гибкость — они могут внедрять обществоведческие предметы в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений (эта возможность предусмотрена федеральной программой), — объясняет Вадим Ковригин. — Поэтому профильные (специализированные) классы никуда не денутся — никто не запрещает в них предусмотреть, например, изучение отдельного предмета экономики или правоведения».
Почему некоторые учителя выступают против отмены обществознания
Решение Минпросвещения часть педагогов приняла в штыки. Так, профсоюз «Учитель» опубликовал петицию на имя главы ведомства Сергея Кравцова с «настоятельным предложением остановить начавшийся процесс ликвидации курса «Обществознания» и организовать общественное обсуждение, в котором будут участвовать учительские профсоюзы, ассоциации учителей-предметников, родительские объединения и представители академического сообщества». В тексте петиции говорится, что за 34 часа в 9-м классе школьники «не получат должного уровня подготовки к самостоятельной жизни в обществе», у них «не сформируются крайне важные для гражданина страны представления о человеке как субъекте политической жизни, системе социальных норм и их общественной значимости, налоговой политике и социальной роли налогов». Из других проблем принятого решения педагоги выделяют возможную отмену ЕГЭ по обществознанию и потенциальный уход из школ учителей, которые не совмещают преподавание обществознания и истории. На момент публикации этого текста петицию подписали более 3 тыс. человек.
При этом стоит отметить, что не все педагоги разделяют опасения коллег.