В РАН объяснили обычай скифов создавать конструкции из кожи человека

. Похожие традиции были у древних греков и эфиопов

В РАН объяснили пугающий скифский обычай создания конструкций из кожи человека

Обновлено 11 апреля 2024, 15:58
<p>Археологический комплекс Республики Алтай &laquo;Адыр-Кан&raquo;, камень скифского периода с изображением мужского лица</p>
Фото: avtk / Shutterstock / FOTODOM

Археологический комплекс Республики Алтай «Адыр-Кан», камень скифского периода с изображением мужского лица

В четвертой книге «Истории» Геродот писал о том, что скифские воины якобы снимали кожу с людей, растягивали ее на палках и возили на лошадях. Других подробностей о страшном обычае древнегреческий историк не оставил. Свое объяснение предложил хранитель Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Владимир Кисель. По его мнению, конструкции из человеческой кожи можно трактовать как преграду от воздействия вредоносных сверхъестественных сил. Подробнее о новой интерпретации рассказывается в сборнике «Древности Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии: от открытий Н.И. Веселовского к современной науке».

Владимир Кисель напомнил, что в античных источниках можно обнаружить некоторые параллели с пугающим обычаем скифов.

Например, тот же Геродот рассказывал о том, что эфиопы вместо щитов держали перед собой в качестве прикрытия конструкции из кожи журавлей, а в африканском племени мака носили для защиты кожу страуса. Спартанский полководец Павсаний утверждал, что мессенцы и аркадяне использовали шкуру овец, коз, медведей, волков как часть экипировки.

Владимир Кисель проследил параллели и в древнегреческой мифологии. Так, эгида Зевса представляла собой шкуру козы Амалфеи. Бог грома был вскормлен ее молоком, а шкуру использовал в качестве щита во время сражений с титанами. Его дочь Афина содрала кожу с козлоподобного гиганта Палланта и надевала ее во время сражений. Еще один отпрыск Зевса, Геракл, надевал на себя шкуру Киферонского льва.

По мнению Владимира Киселя, эти источники «указывают на то, что скифские конструкции из человеческой кожи наделялись защитными свойствами». Так как они не могли уберечь от оружия, то, скорее всего, использовали их в магических целях. И эту гипотезу можно подкрепить этнографическими данными.

У африканских народов надевали шкуры овец и коз во время обрядов перехода. У тюркских и монгольских народов в шкуру только что убитого животного (козы, овцы, коровы или жеребенка) заворачивали заболевшего человека. Таким образом пытались справиться недугом.

Возможно, у скифов применение человеческой кожи демонстрировало «овладение воином сущностью противника, его мистическим потенциалом», добавляет Владимир Кисель.

Ранее сообщалось о том, что во Франции предложили новую интерпретацию захоронения эпохи неолита. Могилу нашли 20 лет назад возле Авиньона. В ней были тела трех женщин. Две — связаны и похоронены заживо. Третья — старше и умерла своей смертью. По мнению ученых, такое погребение — свидетельство жертвоприношений ради урожая. Подкрепляет гипотезу наличие сельскохозяйственной символики — камни для помола зерна и специфическая постройка над могилой.

Поделиться
Авторы
Теги