Профессия мечты: как помочь ребенку ее выбрать
. Рассказываем самое главное о правильной профориентации школьниковДетские мечты не всегда становятся реальностью, в том числе и мечты о будущей профессии. Ребенок может увидеть крутого героя в фильме и захотеть стать таким же. А может, у него есть отличный пример в лице одного из взрослых. В такие моменты никто не думает о собственных способностях или перспективах.
Когда есть желания — это отлично, но только лишь их недостаточно. У ребенка могут быть предрасположенности к определенным сферам деятельности, профессиям, и тогда освоить их будет гораздо проще. Да и работать по такой специальности будет интереснее.
Понять приоритеты помогает профориентация. Правда, чаще всего ответственными за нее становятся штатный педагог-психолог или классный руководитель, которые не всегда имеют большой опыт работы в этом направлении.
В некоторых учебных заведениях знакомством учеников с разными профессиями, проведением тестирования на определение задатков и склонностей занимаются на очень серьезном уровне. Например, в ОАНО «Международная школа Внуково», в которой готовят детей к выбору профессии, начиная с дошкольного возраста. Мы поговорили о том, как устроена работа по профориентации в этой школе, с ее директором Еленой Матавиной.
Как помочь ребенку познакомиться с профессиями
В начальных классах предрасположенность учеников к определенным сферам только начинает прослеживаться. Главной задачей младшеклассников является получение базовых знаний по основным учебным предметам. В средней и старшей школе дети фактически начинают готовиться к своему первому шагу во взрослой жизни — поступлению в колледжи и вузы. На каком же этапе профориентация имеет смысл?
«Мы считаем, что чем раньше ребенок начнет знакомиться с разными профессиями, тем проще ему будет сделать выбор в дальнейшем. Поэтому наши ученики еще с раннего школьного возраста посещают предприятия, производства, мастер-классы» — говорит Елена Матавина.
Причем, в ОАНО «Международная школа Внуково» решили погружать детей в особенности профессий сразу двумя способами: онлайн и офлайн. По самым востребованным направлениям учащиеся могут посещать вебинары с экспертами-профориентологами. На них эксперты дают советы детям, как правильно подбирать вуз, готовиться к ЕГЭ, а также проводят онлайн консультации в индивидуальном порядке по профориетации
Еще интереснее собственными глазами увидеть, как работают представители тех или иных профессий. Для начала в ОАНО «Международная школа Внуково» предложили родителям рассказать об особенностях работы по своей специальности. А чуть позже при поддержке партнеров стали организовывать поездки на предприятия. Очное знакомство как нельзя лучше позволяет познакомиться с профессией, понять ее содержание, а иногда даже «примерить на себя».
Кто и как должен заниматься профориентацией
Основные рекомендации по проведению профориентационной работы у школ есть. Но это не значит, что везде она выполняется одинаково. Чем больше школа думает о будущем своих учеников, тем активнее и полноценнее в ней занимаются профессиональной ориентацией.
«В этом учебном году мы провели большую работу по профориентации среди учеников седьмых классов. Поскольку часть наших преподавателей имеет специальное образование, мы с их помощью составили профориентационные карты на каждого ребенка и отправили родителям. Именно за ними остаются дальнейшие решения» — рассказывает Елена Матавина.
Профориентационная карта действительно полезна не только детям, но и их родителям. Даже учащиеся средних классов не всегда могут внятно сформулировать, какая сфера деятельности интересует их больше всего. Они часто элементарно не знают о некоторых профессиях, с представителями которых им еще не доводилось сталкиваться. В этом случае карта профориентации послужит своеобразным путеводителем. В ней содержится много ценной информации: например, субъективные желания ученика касательно будущей профессии, результаты тестирования (определение типа характера, жизненных ценностей, выявление увлечений и профессиональных наклонностей). На основании этой информации родители учеников ОАНО «Международная школа Внуково» могут перейти уже на следующий этап и пообщаться со специалистами по профориентационной работе для более детальной консультации.
«Почему был выбран именно седьмой класс? Во-первых, потому что в этом возрасте дети уже имеют приоритеты и начинают задумываться о будущей карьере. Во-вторых, до перехода в старшую школу остается еще достаточно времени, чтобы обсудить перспективы с членами семьи, специалистами по профориентационной работе» — объясняет Елена Матавина.
По словам нашей собеседницы, одними из самых популярных направлений остаются IT-специальности, медицина, маркетинг и связи с общественностью. Матавина также отмечает, что определиться желательно к моменту перехода в старшую школу, поскольку в 11-м классе в учебном плане школы появляются «Предметные курсы профессиональной направленности» — дети выбирают три курса и занимаются прикладными дисциплинами, чтобы получить по ним высокий балл на ЕГЭ. Например, если ребенок решил стать врачом, определенно стоит заняться углубленным изучением химии и биологии.
«Помимо изучения учебных предметов, наши ученики могут также посещать различные кружки в рамках дополнительного образования. Это не только расширяет их кругозор, формирует навыки, но и позволяет оценить уровень заинтересованности в том или ином направлении», — отмечает Елена Матавина.
Конечно, профессиональная ориентация детей и подростков не дает гарантированного прогноза по их будущей карьере. Даже выпускники вузов порой идут работать не по специальности, а в совершенно в другую сферу. К тому же мы даже не можем с точностью сказать, какие профессии будут актуальны к моменту получения высшего образования сегодняшними школьниками. Ведь десять лет назад никто и представить себе не мог, что можно будет стать успешным блогером или специалистом по нейросетям. Но качественно проведенная профориентация все же может задать изначальное направление. В нем вашему ребенку будет проще добиться успехов, а, значит, стать востребованным специалистом на рынке труда.