Частицы сверхновой нашли в метеорите, привезенном из Антарктиды

. Результаты исследования ученые назвали ошеломительными

The Astrophysical Journal: в метеорите из Антарктиды нашли частицы сверхновой

Обновлено 01 апреля 2024, 09:32
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Команда ученых под руководством Николь Невилл из Университета Кёртин (Curtin University) в Австралии совершила революционное открытие, идентифицировав редкую частицу пыли в древнем метеорите, происходящем от звезды за пределами нашей Солнечной системы. Это важное открытие было сделано в сотрудничестве с Институтом лунных и планетарных наук и Космическим центром имени Джонсона НАСА. Отчет об исследовании опубликован в The Astrophysical Journal, а подробности открытия привел портал SpaceDaily.

Как поясняется, метеориты, состоящие в основном из материала Солнечной системы, иногда содержат досолнечные зерна — частицы звезд, которые предшествовали нашему Солнцу. Происхождение этих зерен устанавливается путем изучения их элементного состава. Доктор Невилл использовала атомно-зондовую томографию для анализа химического состава частиц на атомном уровне и сумела раскрыть ранее недоступную информацию.

Сам предмет изучения, углеродистый хондрит ALH 77307, был найден в рамках программы ANTarctic Search for METeorites (ANSMET) в Антарктиде. Этот метеорит считается одним из самых нетронутых и примитивных метеоритов, когда-либо обнаруженных, говорится в научной работе.

«Эти зерна служат космическими капсулами времени, позволяя заглянуть в жизнь своих звезд-прародителей», — пояснила доктор Невилл.

В отличие от материалов, образовавшихся в нашей Солнечной системе и демонстрирующих предсказуемые изотопные соотношения, у исследованной частицы было соотношение изотопов магния, не имеющее аналогов в пределах нашей Солнечной системы.

«Наши результаты были ошеломляющими. Досолнечные зерна, изученные в прошлом, показали максимальное изотопное соотношение магния примерно 1200. Проанализированное нами зерно имело соотношение 3025 — самое высокое за всю историю наблюдений, что указывает на его образование в сжигающей водород сверхновой, обнаруженной недавно», — объяснила доктор Невилл.

Доктор Дэвид Сакси из Центра Джона де Лаэтера (научно-математический образовательный центр при Университете Кёртина) отметил инновационный подход исследования, подчеркнув роль атомного зонда в достижении беспрецедентной детализации:

«Эта работа является новаторской в исследовании Вселенной и расширяет наше понимание формирования и эволюции звезд», — отметил он.

По словам специалистов, изучение этих редких частиц в метеоритах позволит расширить знания людей о Вселенной. Это существенный рывок вперед как в аналитических методах, так и в астрофизических теориях.

Сверхновая звезда или вспышка сверхновой — это процесс гибели звезды, при котором она резко увеличивает яркость на несколько порядков, а потом медленно затухает, высвобождая большое количество энергии. Все химические элементы во Вселенной появились в результате взрыва сверхновых звезд. Когда звезды, существовавшие до Солнца, погибли в результате массивных взрывов сверхновых, материал, который эти звездные тела создали в течение своей жизни, распространился по всей Вселенной, говорится на Space.

Ранее житель Швеции Юхан Бензельшерна фон Энгестрем отсудил право оставить себе упавший на его участок метеорит. Апелляционный суд Стокгольма признал метеориты недвижимым имуществом и заявил, что такие небесные тела являются частью земли, на которой они были найдены. Метеорит весом 14 кг упал на земельный участок жителя Швеции в ноябре 2020 года. Вскоре ученые Андреас Форсберг и Андерс Зеттерквист нашли его и передали в Шведский музей естественной истории. Энгестрем потребовал вернуть камень и даже подал в суд на геологов.