Кольцевой линии московского метро 70 лет. Факты, мифы и суеверия

. Чашка кофе Сталина, шедевры архитектуры и легенды о поездах-призраках

Как создавалась и что уникального в Кольцевой линии московского метро

Обновлено 14 марта 2024, 07:33
<p>Станция &laquo;Комсомольская&raquo;</p>
Фото: Shutterstock

Станция «Комсомольская»

Ровно 70 лет назад, 14 марта 1954 года, в Москве замкнулась Кольцевая линия метро. Согласно легенде, идея построить ее принадлежит Сталину. Тот якобы слушал доклад о перспективном развитии столичной подземки, которое изначально не предусматривало круговой разгрузочной линии. Тогда он поставил на центр плана с радиальными ветками чашку кофе, после чего на бумаге образовался круглый след от напитка. «Так и стройте», — сказал вождь. С этой байкой якобы связан и цвет линии, нарисованной в проекте коричневым.

Это, конечно же, не более чем исторический анекдот, но он появился не просто так. РБК Life собрал самые интересные факты и изучил наиболее известные мифы о московском подземном кольце.

Самая загруженная и комфортная линия

В разное время существовало несколько проектов строительства Московского метрополитена, и некоторые из них действительно не предполагали наличия Кольцевой линии. Однако после запуска второй очереди подземки в 1938 году стала очевидна огромная нагрузка на пересадочные узлы, для облегчения которых было решено соединить их кольцом.

Во время проектирования будущая линия была известна под названием «Большое кольцо», так как тогдашняя концепция развития метрополитена предусматривала создание и Малой кольцевой линии, проложенной под Бульварным кольцом. На путевой стене станции «Курская» даже сохранилась надпись: «Курская» Большого кольца. 1945–1949».

Строительство линии, разделенное на три этапа, началось еще до конца Великой Отечественной войны — в 1944 году. Первый участок ввели в эксплуатацию 1 января 1950 года, когда поезда пустили на 6,4-километровом отрезке от «Курской» до «Парка культуры», а последний — 14 марта 1954 года, когда «Парк культуры» соединили с «Белорусской».

Вопреки расхожему мнению, Кольцевая линия лишь частично повторяет контуры Садового кольца, зато она объединяет семь из девяти московских вокзалов. Сегодня сделать полный круг по замкнутой ветке протяженностью около 20 км и выйти на платформу той же самой станции можно всего за полчаса.

В будние дни пассажиропоток достигает 750 тыс. человек в сутки, для которых в часы пик по кольцу одновременно курсирует до 30 поездов. При движении по часовой стрелке в вагонах следующую станцию объявляет мужской голос, а против часовой — женский. Это связано с облегчением навигации. Такой же принцип используют и на радиальных ветках: по направлению к центру города из динамиков звучит мужской голос, а из центра — женский.

«Кольцевая — самая теплая линия московского метро зимой и самая прохладная летом. Это связано с глубоким заложением станций, которые в теплое время года прогреваются медленнее других, а с приходом холодов остывают дольше.

Рай для любителей красоты и древние окаменелости

Для облицовки залов и вестибюлей станций было использовано около 50 тыс. кв. м мрамора и гранита всевозможных сортов, доставленных с Кавказа, Алтая, Урала, Украины, а также из Узбекистана и Карелии. Поэтому кольцевая ветка представляет большой интерес для палеонтологов-любителей. В каменных стенах станций и переходов можно обнаружить многочисленные окаменелости — от кораллов и губок до раковин моллюсков и скелетов иглокожих.

Кроме того, каждая станция Кольцевой линии представляет собой архитектурный шедевр. Например, панно на потолке «Белорусской» выполнены в технике флорентийской мозаики с применением натурального цветного камня, а жемчужина московского метро «Комсомольская» отличается невероятно высокими потолками, золочеными барельефами, смальтовой мозаикой, лепниной и мраморными колоннами с капителями.

Станция «Новослободская» украшена витражами, над эскизами которых работал сын потомственных палехских иконописцев Павел Корин, изобразивший причудливые сочетания фантастических цветов, растений и звезд. Сами витражи были изготовлены в Риге старыми мастерами, у которых снова появилась работа после закрытия католических и лютеранских храмов в атеистическом государстве.

Недавно красотой и чистотой одной из кольцевых станций восхищался журналист Такер Карлсон, приехавший в Москву на интервью с Владимиром Путиным. Американец спустился на станцию «Киевская», «построенную Иосифом Сталиным 70 лет назад». Его «потрясло увиденное». «Здесь нет граффити, неприятных запахов, бомжей, наркоманов или людей, которые норовят столкнуть тебя на рельсы. Нет, тут идеальная чистота и порядок», — отметил Карлсон.

Поезда-призраки и другие легенды

«Сталин и чашка кофе» — далеко не единственный миф, связанный с Кольцевой линией. Скажем, существует легенда о поезде-призраке: якобы каждый месяц перед закрытием подземки на кольце появляется ночью советский состав образца 1940–50-х годов с душами рабочих, погибших при строительстве. Живым в эти вагоны ни в коем случае нельзя заходить, иначе пропадешь. А среди студентов, например, есть суеверие, что если проехать полный круг по Кольцевой перед сессией, то экзамены и зачеты будут сданы успешно.

Еще один популярный миф связан с количеством станций, которое совпадает с числом знаков зодиака. Сталин якобы интересовался трудами Якова Брюса — знаменитого соратника Петра I, чернокнижника и первого в России масона, поэтому поручил построить Кольцевую линию с оглядкой на астрологический цикл. Разумеется, это еще одна легенда, ведь правительство вынашивало идею заложить еще одну, 13-ю станцию. Впрочем, некоторые астрологи действительно считают, что каждая кольцевая станция несет в себе определенную энергию в соответствии со знаками зодиака. В 2019 году шуточную карту столичного метро опубликовал департамент строительства Москвы, где, например, «Новослободская» находится под знаком Козерога, «Проспект мира» — Водолея, а «Комсомольская» — Рыб.

Станций на кольце скоро станет больше

Дополнительная, 13-я станция Кольцевой линии была спроектирована в 1950-х годах под названием «Площадь коммуны», но до строительства дело так и не дошло. Попытки перезапуска проекта в 1990-х и 2000-х тоже не увенчались успехом, однако осенью 2022 года стало известно, что московские власти утвердили проект новой станции под названием «Суворовская». Планировка предусматривает строительство двух вестибюлей вдоль одноименной площади с выходами к улицам Делегатской, Дурова и Олимпийскому проспекту.

Новая станция, которую могут открыть в 2028 году, свяжет с кольцом северный участок Люблинско-Дмитровской ветки. Предполагается, что степень загруженности кольцевой станции «Проспект мира» после открытия «Суворовской» снизится примерно на треть.

Поделиться