«Машиной не пользовались». Истории тех, кто променял авто на квартиру

. Как в России работает схема продажи авто ради жилья: все непросто

Как в России работает схема продажи авто ради жилья и личные истории

Обновлено 14 марта 2024, 08:19
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Цены на российском рынке авто потянулись вверх еще в пандеймийные 2020–2021 годы, а события 2022-го только закрепили тенденцию. Стоимость машин иностранных производителей, ушедших из России, выросла по итогам 2022 года на 24%, а в 2023 году — еще на 22-29%. Кроме нестабильного курса валюты и санкций, на эти перемены повлияли новые правила уплаты утилизационного сбора на автомобили, которые ввозятся в Россию.

Для кого-то такие перемены стали поводом крепче держаться за свои «ауди» и «мерседесы», а кто-то увидел в этом возможность продать иномарку подороже, чтобы вложиться в ипотеку.

Autonews.ru и «РБК-Недвижимость», использовав аналитику «Домклик», провели исследование рынка, сравнив цены на автомобили и квартиры в России в 2024 году. А РБК Life пообщался с людьми, которые продали машины и потратили вырученные средства на покупку недвижимости. Герои рассказали, сложно ли им было решиться на сделку и можно ли «вывезти» на каршеринге без личного авто. Также спросили у юриста, насколько сейчас выгодно такое решение и для кого.

Как изменилась ситуация на рынке авто с пробегом

Официальной статистики, которая подтверждает рост сделок по продаже авто в пользу недвижимости, пока нет. Но с 2021 года на классифайдах — сайтах с объявлениями — все чаще появляются предложения по обмену авто на квартиру — с доплатой.

Например, новый китайский внедорожник Haval F7 1.5 AMT в комплектации Comfort в 2021 году стоил от 1 млн 639 тыс. — 2 млн 139 тыс. руб. Это с учетом повышения цен. Сейчас такое же авто с пробегом 1200 км продают почти за 2 млн 445 тыс. руб. Выгода — 300 тыс.руб.

Агрегатор 110km.ru проанализировал изменение цен после 2022 года. Оказалось, что к январю 2023 года цены на подержанные и новые автомобили одной модели, одного и того же года выпуска почти сравнялись. В некоторых случаях иномарки- «бэушки» даже были дороже новых. Особенно в сегменте «премиум-класс».
Так, из-за резкого сокращения предложений годовалый Lexus LX стоил на 35% больше, чем салонный той же комплектации.

Анастасия Ермилова
Анастасия Ермилова
Юрист и совладелица агентства недвижимости Ermilov's company

«Я сама, как собственник машины, думаю, что сейчас продавать единственную машину нет смысла. Даже по очень выгодной цене. Потому что какая альтернатива после? Ходить пешком? В рамках мегаполиса это не вариант. А если человек возьмет дом за городом, тогда на такси точно не наездишься, тарифы ведь тоже растут. Каршеринг не во всех городах России есть. Покупать новую? Выйдет еще дороже. При сегодняшних ставках автокредиты брать невыгодно. Платежи по ним сильно проигрывают льготной ипотеке. Так что, если остро стоит вопрос покупки квартиры и нет понимания, как поступить, лучше найти грамотного брокера, который проанализирует финансовую ситуацию и предложит самое комфортное решение без потери той же машины».

Истории тех, кто продал авто ради недвижимости

Ирина — использует автомобили как инвестицию

«Несколько лет назад мы с мужем купили в ипотеку квартиру в Москве, в Зеленограде. Маленькую, но в центре города. Сейчас она выросла в цене в два раза. Мы хотим продать ее и купить просторнее — поближе, в другом районе. Чтобы сделать это, продаем машину и закрываем ипотеку. Так получится провести сделку по покупке с минимальными финансовыми проблемами. Машину продаем сами, без салонов, хотя с ними быстрее, конечно. Но зато сильно теряешь в цене продаваемой машины. Машин у нас четыре, мы их используем в качестве инструмента для инвестиций — они практически никогда не дешевеют».

Елена — продала авто мужа в трейд-ин и не жалеет об этом

Елена предпочла продавать через посредников. В 2021 году, когда банки под ответственность застройщиков стали принимать в качестве первоначального взноса по ипотеке автомобили с пробегом, ее семья оказалась в числе тех немногих, кто пошел на эту сделку. Авто встроили в рынок недвижимости по шаблону схемы трейд-ин.

«Живем в Краснодаре. Я домохозяйка, муж на вахтах месяц через месяц. С двумя детьми помогает его мама, в чьем доме мы и живем. Меня все устраивало, но, когда узнала, что в нашем районе планируют построить жилой комплекс, поняла, что это наш шанс обзавестись своим жильем. Стоимость до начала строительства была вполне подъемной, и я знала, что эти квартиры точно сильно вырастут в цене после сдачи дома. Так что поняла, что надо использовать недвижимость как «копилку». Рассказала о своих планах мужу, он, конечно, сомневался, но, когда мы все посчитали, учли материнский капитал и деньги, которые сможем получить за машину, согласился.

Авто уговорила продать через застройщика. Аргументировала тем, что продавать самостоятельно было бы слишком долго и нервно, потому что я без мужа не разбираюсь, а его почти никогда нет дома. Супруг до последнего причитал, «как же он теперь без машины будет», но в итоге не пожалел. Да, наверное, мы много потеряли в цене. Но все равно считаю, что не зря провели сделку. Машиной все равно никто не пользовался толком, да и накопить на нее проще, если что, а квартира есть квартира».

Схема трейд-ин автомобиля на квартиру в новостройке обычно включает четыре шага:

  1. Выбрав квартиру в новостройке, отправить онлайн-заявку с маркой и возрастом своей машины автодилеру — партнеру застройщика.
  2. В ответном письме автодилер укажет предварительную цену, за которую готов выкупить авто.
  3. Если предложение устраивает клиента, он привозит машину на диагностику в автоцентр. После специалисты называют окончательную цену выкупа.
  4. Полученные за машину деньги клиент передает застройщику в качестве первого взноса по ипотеке или частичной/полной оплаты за квартиру.

Юрист и совладелица агентства недвижимости Ermilov's company Анастасия Ермилова утверждает, что на рынке недвижимости сделки трейд-ин с авто — редкая практика.

«Наше агентство работает семь лет, но у нас не было еще ни одной сделки трейд-ин, когда машину учитывают в качестве первоначального взноса за ипотеку. Поэтому нельзя назвать подобные случай тенденцией. Наоборот, это исключение. Ведь люди не хотят расставаться со своими авто. Если на семью одна машина, зачастую стараются искать альтернативы и находят, потому что застройщики сейчас активно предлагают разные программы.

Например, программу без первоначального взноса или с отложенным внесением первоначального взноса. Сейчас даже в Москве есть возможность только через год сделать первоначальный взнос. Также есть «Траншевая ипотека»: пока дом строится, заемщик не вносит деньги. В таких случаях человек берет потребительский кредит на первый взнос. Для многих это лучше, чем остаться без машины. Кто-то берет нецелевой кредит под залог своего жилья. Также есть программа рефинансирования ипотеки и оформления другой, но уже с дополнительной нужной суммой», — сказала эксперт.

Подтверждает слова юриста и представитель компании ГК «Полис Групп». Застройщик из Санкт-Петербурга в партнерстве с автохолдингом «Рольф» в октябре 2021 года одним из первых запустил программу «Автомобиль в зачет». Однако с того времени подобных сделок больше не было, потому что за два года на рынке недвижимости появились другие, более выгодные альтернативы.

«В 2023 году в группе компаний «Полис» сделок с автомобилями в трейд-ин не было. «Автомобиль в зачет» был одним из инструментов покупки, мы ввели его в 2021 году, тогда это было актуально. Сейчас, когда развиты экспресс-сервисы по продаже машин и соответствующего запроса у покупателей нет, у нас нет необходимости предлагать эту услугу», — сообщили в пресс-службе застройщика.

Евгений — пожертвовал машиной и мучается с каршерингом

Евгений вспоминает о продаже авто ради квартиры с сожалением. На этот шаг они с женой решились, когда родился второй сын.

«Считаю, что очень сглупил, когда продал свой BMW 3 серии 330i xDrive 2021 года. При этом продал с выгодой даже с пробегом — брал его из салона за 5,5 млн руб., а после сделки получил 6,1 млн руб. Но все равно не проходит ни дня, как я жалею о сделанном. Но год назад на панике мы с женой решили, что надо срочно вкладываться в «недвижку». Живем в Москве, уезжать никуда не собираемся, поэтому посчитали, что на будущее сыновьям надо сделать подстраховку. Машина для таких целей не годится, квартира — другое дело.

Подходящий вариант нашли на рынке вторичного жилья, цена кусалась, поэтому после долгих размышлений поняли, что лучше распрощаться с «бэхой». Тогда казалось, что столичный каршеринг вполне компенсирует отсутствие своей машины. Но это вообще не так. Нужно полностью менять свои привычки, каждый раз подстраиваться, скакать вокруг этого каршеринга, терпеть вонь или грязь, которую оставили предыдущие пользователи. В общем, мне сложно.

В новую квартиру мы переехали, предыдущую сдаем, ипотеку платим, и вроде все хорошо. Но машины своей катастрофически не хватает. Посмотрел, сколько сейчас стоят BMW с пробегом по типу моей, чуть с ума не сошел. Придется брать что-то из китайского автопрома».

Все три случая скорее исключения, чем правило. Ведь машины вновь стали предметом роскоши, особенно иномарки европейских производителей. Комфортным решение о продаже будет для тех, у кого в автопарке больше двух машин или когда авто — больше обуза, чем практичный помощник. При таких сценариях «перевод» движимого имущества в недвижимое точно себя оправдает.

Поделиться
Авторы
Теги