Две волны массовых смертей произошли в доисторической Дании. Подробности
. Охотники-собиратели вымерли там 5900 лет назадNature: две волны массовых смертей произошли в доисторической Дании
В доисторической Дании произошли две волны массовых смертей, к таким выводам пришла международная команда ученых. Результаты их работы представлены в журнале Nature в виде серии статей. В числе авторов — геолог Энн Брижитт Нильсен. Подробностями она также поделилась в заявлении на сайте Лундского университета.
За последние 7,3 тыс. лет на территории современной Дании произошли два практически полных «оборота» населения (population turnovers), уточняется в публикации. Данные были выявлены в ходе анализа ДНК.
5,9 тыс. лет назад всего за несколько поколений почти полностью была стерта популяция собирателей, охотников и рыболовов, населявших Скандинавию до этого. Их вытеснили земледельцы, которые отличались происхождением и внешним видом.
«Раньше такое замещение рассматривалось как мирное. Но наше исследование доказывает обратное», — уточнила Энн Брижитт Нильсен.
Были насильственные смерти, а также охотники-собиратели вполне могли умирать из-за новых патогенов от домашнего скота.
Следующая смена популяции произошла 4,85 тыс. лет назад. В то время в Скандинавию пришли люди, чьи генетические корни были связаны с населением, проживавшим в эпоху неолита на территории Восточной Европы, и представителями ямной культуры. Последняя зародилась на юге современной России.
Вторая волна смертей также могла быть обусловлена как насильственными действиями, так и новыми патогенами, добавили в Лундском университете.
Пришедшие в то время в Скандиванию люди были ширококостными, вели полукочевой образ жизни — приручали животных, заботились о домашнем скоте и передвигались по обширным территориям. Их генетический профиль преобладает у современного населения Дании.
Ранее сообщалось о необычной находке на садовом участке калининградца Владимира Разживина. Он заготавливал торф и наткнулся на каменный сверленый топор-молот времен каменного века. Такие инструменты на территории региона начали использовать в IV–III тыс. до н.э.