«Аквамен и потерянное царство» плавает по интернету: ловить его или нет

. Кинокомикс подтвердил усталость зрителей от супергероев

Кинокритик Ольга Смолина рассказала, почему «Аквамен 2» провалился в прокате

Обновлено 29 января 2024, 09:41
<p>Джейсон Момоа на скользком троне морского короля супергеройского блокбастера. Кадр из фильма &laquo;Аквамен и потерянное царство&raquo;</p>
Фото: Warner Bros.

Джейсон Момоа на скользком троне морского короля супергеройского блокбастера. Кадр из фильма «Аквамен и потерянное царство»

«Аквамен и потерянное царство» от режиссера Джеймса Вана вышел в Сети. Сиквел приключений короля Атлантиды Артура Карри (Джейсон Момоа) стал завершающим фильмом киновселенной DC перед грядущей перезагрузкой Джеймса Ганна.

Артур вновь сталкивается со своим старым врагом Дэвидом Кейном, более известным как Черная Манта (Яхья Абдул-Матин II), восстанавливает отношения со сводным братом Ормом (Патрик Уилсон) и познает все прелести отцовства.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как второй «Аквамен» пытается копировать Marvel и даже «Властелина колец», но в конце концов не оправдывает возложенных продюсерами ожиданий.

Спустя несколько лет после финала первой части Аквамен обосновался на троне нового правителя Атлантиды, однако царские дела его не особо интересуют — с гораздо большим удовольствием главный герой проводит время с собственным отцом Томом Карри (Темуэра Моррисон) и сыном, Артуром-младшим, которые остались жить на суше.

Мать Аквамена Атланна (Николь Кидман) и даже супруга Мера (Эмбер Хёрд) не поддерживают его стремление открыться здешнему миру. Как и народ Атлантиды, они убеждены, что подводное царство должно оставаться скрытым от посторонних глаз. Тем временем бывший противник Аквамена, Дэвид Кейн (Яхья Абдул-Матин II), отправляется в антарктическую экспедицию, где сталкивается с древним злом, которое обещает ему помочь в новой битве за Атлантиду.

Вышедшая в 2018 году первая часть «Аквамена», вопреки ожиданиям зрителей, фанатов и даже самих продюсеров Warner Bros., стала самой кассовой картиной киновселенной DC эпохи Зака Снайдера, собрав $1,1 млрд в мировом прокате. Естественно, второй части «Аквамена» сразу же дали зеленый свет, однако занятость режиссера Джеймса Вана — работа над хоррором «Злое», последующая эпидемия коронавируса и вынужденная пауза в работе всей индустрии, громкий скандал вокруг судебного процесса Джонни Деппа и Эмбер Хёрд существенно отразились на производстве сиквела.

В итоге съемки затянулись на долгие четыре года, в течение которых главное светило DC, Зак Снайдер («Человек из стали» и «Лига справедливости»), умудрился окончательно разругаться со студией Warner Bros., а сама киновселенная оказалась на пороге очередной перезагрузки. Под нож ожидаемо попали грядущие фильмы о Супермене с Генри Кавиллом, Чудо-женщине с Галь Гадот и Бэтмене с Беном Аффлеком.

После удручающих кассовых сборов о сиквеле «Флэша» с Эзрой Миллером и триквеле «Шазама!» с Закари Ливаем также пришлось забыть. В целом 2023 год прошел под эгидой всеобщей зрительской усталости от жанра супергероики — от нового «Аквамена» уже фактически никто ничего не ждал.

Общее равнодушие продюсеров к проекту ощущалось уже на этапе промоушена: «Аквамена и потерянное царство», по сути, оставили без рекламной кампании, а первый трейлер фильма вышел всего за три месяца до начала непосредственного мирового проката. Вероятно, выйди сиквел «Аквамена» пару лет назад, у него было бы гораздо больше шансов стать новым краудплизером (так называют фильмы, которые заведомо могут понравиться широкой аудитории. — РБК Life). Впрочем, на качестве фильма это вряд ли сказалось бы.

Как и подобает классическим голливудским сиквелам, второй «Аквамен» умело расширяет концепцию первого, возвращая на экран причудливый подводный мир с гигантскими лобстерами и акулами-бодибилдерами, безбашенного, чуть глуповатого главного героя, его красавицу-жену и завистливого сводного брата. Нет в «Потерянном царстве» только умильно квакающего персонажа Уиллема Дефо, что в целом не самая большая потеря для фильма.

Джеймс Ван, который всегда с большим пиететом подходил к расширениям вселенных «Заклятия» и «Астрала», и с «Акваменом» не стал менять курс: сценарий явно был написан с большой выдумкой и фантазией. На бумаге «Аквамен и потерянное царство» замыслили как глобальный мультижанровый аттракцион с элементами приключенческого фэнтези, стимпанка и даже хоррора. Однако на этапе реализации что-то пошло не так: в попытке выйти на новый уровень интертекстуальности Ван забыл добавить в сюжет щепотку оригинальности.

В итоге сиквел «Аквамена» выглядит и ощущается как фильм, который мы уже где-то видели — в классических частях «Индианы Джонса» Джорджа Лукаса, экранизациях Жюля Верна («Путешествие к центру Земли») и Артура Конан Дойла («Затерянный мир»), в конце концов — «Властелине колец» Питера Джексона.

Последний умудрился буквально стать частью лора нового «Аквамена», который местами покадрово копирует трилогию о хоббитах, без стеснения подсовывая зрителю достаточно вторичный продукт. Все это можно было бы назвать аккуратным оммажем, своеобразной данью уважения — разработкой оригинального «Властелина колец» в свое время занимались именно Warner Bros., — если бы Ван использовал мир Средиземья как вдохновение, а не удобное лекало.

Проблема вторичности нового «Аквамена» прослеживается не только в сюжете, но и в динамике отношений главных героев — Карри и его сводного брата Орма, которые с легкой руки Вана превратились в DC-версию Тора (Крис Хемсворт) и Локи (Том Хиддлстон) из фильма «Тор: Царство тьмы», с соответствующими диалогами и гэгами. Сценарий «Потерянного царства» также во многом разворачивается по структуре «Царства тьмы»: Артур вынужденно сближается с Ормом ради общей цели, тот сакраментально бунтует, но в конце концов тоже становится «хорошим парнем».

Первый «Аквамен» был чудаковатым абсурдистским блокбастером, который по тону и атмосфере существенно отличался от нагруженных символизмом фильмов Зака Снайдера. Однако в этом и заключалась его главная прелесть, это привлекло в свое время зрителей в прокате. Второй «Аквамен», несмотря на стилистическую преданность предыдущей части, слишком старается стать коммерчески привлекательным для аудитории, зачастую в ущерб своей идентичности, что и оборачивается для него смертельным диагнозом.

Как и вышедший в конце 2023-го года кроссовер «Капитан Марвел 2», «Аквамен и потерянное царство» — идеальное отражение творческого кризиса, в котором находится вся супергеройская индустрия. В стремлении снизить финансовые риски продюсеры отказываются от любой формы креативности, выбирая проверенную временем формулу успеха, которая вот уже много лет оставляет жанр в стагнации и не дает ему развития.

Остается лишь надеяться, что грядущая трансформация киновселенной DC под эгидой Джеймса Ганна и Питера Сафрана сможет привнести в мир кинокомиксов что-то качественно новое — появление очередного убыточного «Аквамена» медиафраншиза уже не выдержит.

Поделиться
Авторы
Теги