Харуки Мураками исполнилось 75 лет. Цитаты самого «неяпонского прозаика»
. Писатель выпустил более 20 романов, а также сборники рассказовХаруки Мураками исполнилось 75 лет: цитаты самого «неяпонского прозаика»
Журнал Time называл его одним из самых влиятельных людей на Земле. На родине писателя обвиняли в том, что он «неяпонский автор». Его книги переведены на десятки языков и расходятся миллионными тиражами по всему миру, с нетерпением ждут его новых произведений и в России.
12 января исполнилось 75 лет Харуки Мураками. Писатель за свою карьеру выпустил более 20 романов, а также сборники рассказов. В числе наиболее известных — «Норвежский лес», «Страна Чудес без тормозов и Конец Света», «К югу от границы, на запад от солнца», а также роман в трех книгах «Хроники заводной птицы», «Призраки Лексингтона», «Кафка на пляже» и «Послемрак».
Его типичный главный герой — отстраненный наблюдатель, подмечает The Guardian. Он спокойный, социально замкнутый и часто безымянный мужчина лет тридцати с небольшим. Герой зачастую «кажется скорее заинтригованным, чем встревоженным, когда необъяснимый телефонный звонок или поиски потерявшегося кота приводят его в сказочную параллельную вселенную, населенную взрывающимися собаками, мужчинами в овечьих костюмах, загадочными девочками-подростками и людьми без лиц».
Мураками также является ведущим переводчиком американской художественной литературы на японский язык: он переводил Фицджеральда, Трумэна Капоте, Грейс Пейли, Дж. Д. Сэлинджера и Джона Чивера.
РБК Life собрал цитаты писателя и выяснил, как он объясняет свою популярность в России.
О мировозрении
«Когда я был подростком, в 1960-е годы, это была эпоха идеализма. Мы верили, что мир станет лучше, если мы попытаемся. Сегодня люди в это не верят, и я считаю, что это очень печально, — отметил писатель. — Люди говорят, что мои книги странные, но, помимо этих странностей, мир должен быть лучше. Нам придется испытать эту странность, прежде чем мы попадем в лучший мир. Это основной посыл моих рассказов: вам придется пройти сквозь тьму, сквозь подземелье, прежде чем вы доберетесь до света».
Чужой среди своих
«Я был паршивой овцой в японском литературном мире, — вспоминал Мураками. — Родившись сразу после войны, мы выросли в американской культуре: я слушал джаз и американскую поп-музыку, смотрел американские телепередачи — это было окно в другой мир. Но так или иначе постепенно у меня появился свой собственный стиль. Не японский или американский стиль — мой стиль».
О дисциплине
«Когда я стал писателем, я решил рано вставать, рано ложиться спать, заниматься спортом каждый день, — говорил Мураками. — Я убежден, что я должен быть сильным физически, чтобы писать сильные вещи. Эти дни — приятные дни, поэтому чем больше дней, тем больше веселья и больше страниц. Я действительно не знаю, почему людям нравится читать мои длинные книги. Но — и это без тени высокомерия — я очень популярен».
О популярности в России
«Я был так популярен в 1990-х годах в России: в то время, когда разваливался Советский Союз, была большая путаница, и люди, которые пребывали в растерянности, полюбили мои книги», — отмечал Мураками, подтверждая свою теорию о том, что его литературная формула особенно привлекательна во времена политического хаоса.
О кумирах
«Скотт Фицджеральд был моим кумиром, когда я был молод. Но он умер в 40 с чем-то лет. Я люблю Трумэна Капоте, но он умер в 50 с чем-то. А Достоевский, мой идеальный писатель, скончался в 59 лет. Сейчас я старше. Я не знаю, что будет дальше! У меня нет образца для подражания. Я понятия не имею, что я буду писать, когда мне будет 80 лет», — говорил писатель.
Первый за шесть лет роман Мураками вышел в 2023 году. Произведение под названием «Город и его ненадежные стены» основано на коротком рассказе, который он же написал в 1980 году. К рассказу писатель вернулся в период пандемии, в 2020 году. Короткое произведение стало первой главой романа о чтении как способе сбежать от неприятной реальности в альтернативный мир.