Московские детские хирурги провели уникальную операцию на позвоночнике

. Врачи выполнили реконструкцию искривления девочке со spina bifida

В Москве хирурги выполнили реконструкцию позвоночника ребенку со spina bifida

Обновлено 29 января 2024, 16:55
РНИМУ имени Н.И. Пирогова
Фото: РНИМУ имени Н.И. Пирогова

Семилетняя Саша сможет сидеть с опорой на спину, и это настоящий прорыв для ребенка с тяжелой врожденной патологией позвоночника. В Научно-исследовательском клиническом институте (НИКИ) педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова впервые провели пациентке со spina bifida редкую операцию по реконструкции позвоночника. Врачи устранили деформацию девочке с тяжелой формой spina bifida. Подробностями в клинике поделились с РБК Life.

Spina bifida — врожденный порок развития позвоночника и спинного мозга, при котором развиваются осложнения, связанные с нарушением иннервации (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой) нижних конечностей и тазовых органов, развиваются коморбидные состояния (когда у пациента одновременно несколько заболеваний, усиливающих друг друга).

Ранее девочку уже трижды оперировали в Институте Вельтищева: ей проводили удаление менингорадикулоцеле (выпячивание нескольких позвонков) поясничного отдела в первые сутки жизни. Выполняли хирургическое вмешательство впоследствии, чтобы справиться с гидроцефалией, устраняли фиксацию спинного мозга.

К семи годам у девочки стал прогрессировать кифоз (искривление позвоночника, направленное выпуклостью назад). Это видно на снимках. На фоне тяжелой деформации позвоночника за последние полтора года у Саши появился опасный, жизнеугрожающий пролежень. Врачи около полугода занимались его заживлением, и, когда это удалось, стала очевидна необходимость в радикальной операции по реконструкции позвоночника.

«Операция, которую мы провели Саше, предусматривает реконструкцию позвоночника с устранением кифоза и непрямой дефиксацией спинного мозга. Операция достаточно редкая, в Институте Вельтищева мы выполнили ее впервые», — рассказал заведующий отделом детской травматологии и ортопедии НИКИ педиатрии и детской хирургии имени Вельтищева Сергей Рябых.

Доктор медицинских наук пояснил, что тяжесть состояния пациентов со spina bifida зависит не только от степени аномалии развития центральной нервной системы и позвоночника. Играет роль сопутствующая дисфункция других органов и систем. Прежде чем направить Сашу на операцию, ее обследовали 12 профильных специалистов, а также пять специалистов лабораторной диагностики.

«Операция потребовала высокой подготовки всей команды — от неврологов и педиатров до хирургов и анестезиологов-реаниматологов. Ключевая роль в успехе хирургического вмешательства принадлежит анестезиологам-реаниматологам: необходимо было стабилизировать и контролировать состояние ребенка при многочасовой операции с большой кровопотерей», — подчеркнул Рябых.

Совместно с двумя хирургами во время операции работали анестезиолог и трансфузиолог. Общими усилиями команды пациентке удалили два аномальных позвонка, выполнили реконструкцию позвоночника с полным восстановлением его оси и фиксацией металлоконструкцией. Особое внимание врачи уделили компенсации кровопотери, устранению болевого синдрома, чтобы ничто не мешало ребенку перейти на самостоятельное дыхание.

«Сейчас пациентка чувствует себя хорошо. У нее есть прогнозируемые послеоперационные осложнения локального характера, к которым и мы, и родители девочки были готовы и которые постепенно сходят на нет. Мы предполагаем, что после полного восстановления пациентка сможет вертикализироваться в коляске — сидеть с опорой на спину, у нее больше не будут возникать жизнеугрожающие пролежни, уйдет необходимость в частых операциях для устранения натяжения спинного мозга», — пояснил результаты проведенной редкой операции лечащий врач пациентки, нейрохирург Артем Шрамко.

Ранее хирургам Российской детской клинической больницы удалось успешно провести операцию другой девочке с тяжелой формой сколиоза. Угол деформации составлял 115° — на момент поступления в московскую больницу левое плечо у ребенка было на 10 см ниже правого. Хирурги полностью устранили дисбаланс плечевого пояса и реберный горб, свели угол деформации к 40°. Помимо косметического эффекта, операция позволила восстановить ребенку возможность нормально дышать.

Поделиться