Вот почему Энцо Феррари так часто становится героем кинофильмов

. 5 интересных фактов из жизни легендарного конструктора и автогонщика

Названы факты из жизни Энцо Феррари, объясняющие его популярность в кино

Обновлено 20 декабря 2023, 16:03
<p>Энцо Феррари</p>

<p></p>
Фото: National Motor Museum / Global Look Press

Энцо Феррари

21 декабря в российский прокат выходит байопик «Феррари», снятый режиссером Майклом Манном, с Адамом Драйвером, Шейлин Вудли и Пенелопой Крус. Лента охватывает очень короткий, но, пожалуй, самый тяжелый период в жизни легендарного автоконструктора — смерть его сына.

В канун выхода очередной ленты об Энцо Феррари РБК Life вспоминает пять ярких эпизодов из его биографии, которые лишь подтверждают, что именитый итальянец прожил очень кинематографичную жизнь.

Опера, журналистика, футбол

Официальная дата рождения знаменитого автомобильного конструктора — 20 февраля 1898 года. Однако в своей автобиографии «Мои ужасные радости. История моей жизни» сам он признавался, что родился в Модене на два дня раньше. Просто из-за сильных снегопадов той зимой его родители не смогли вовремя зарегистрировать рождение младшего сына.

У Энцо был старший брат — Альфредино, с которым они проводили очень много времени в мастерской их отца по ремонту паровозов. Это был небольшой семейный бизнес по изготовлению металлических деталей и запчастей для поездов и прочей железнодорожной техники. Именно там Энцо, будучи еще ребенком, познакомился с металлом и научился с ним работать.

Однако сам он в отроческие годы вовсе не мечтал о карьере конструктора. Его тянуло к светской жизни. Поэтому Феррари видел себя оперным тенором или популярным журналистом с ориентировкой на спорт, в первую очередь на футбол. С карьерой певца у Энцо сразу не задалось. Ему пришлось распрощаться с этой мечтой из-за полного отсутствия слуха, а вот с реализацией другого желания получилось получше. Он писал в газеты, а самым большим достижением в его журналистской карьере была статья об одном из футбольных матчей чемпионата Италии, которая была опубликована в главном спортивном издании страны. Однако с прессой он свою жизнь так и не связал.

Еще подростком Феррари побывал в Болонье на автомобильных гонках. Его кумирами сразу же стали Феличе Наззаро и Винченцо Лянча (да-да, тот самый Лянча, который основал автомобильную марку Lancia), а сам Энцо стал буквально одержим гонками.

Золотой состав Alfa Romeo

Зимой 1918 года, после возвращения из армии, куда Феррари был призван во время Первой мировой войны, Энцо по письменной рекомендации своего командира пытается устроиться конструктором в FIAT, однако получает отказ.

Впрочем, эта неудача открывает перед ним совершенно другие двери. Его берут на работу в качестве водителя-испытателя в небольшую компанию CMN (Costruzioni Meccaniche Nazionali), которая, к слову, не только создает машины, но и участвует в гонках. За очень короткий период он из «тест-пилотов» переходит в основной состав гонщиков и становится полноценным участником соревнований.

Еще через два года Феррари переходит в гоночную команду Alfa Romeo, которая в 20-е годы прошлого века считалась одной из сильнейших не только в Италии, но и в мире. В «Альфе» Энцо выступает бок о бок с такими великими автогонщиками, как Антонио Аскари и Уго Сивоччи, и вместе с ними формирует один из золотых составов Alfa Romeo и целую эпоху в истории именитой итальянской марки.

Феррари выступает на соревнованиях вплоть до 1932 года. За этот период он 47 раз выходит на старт, одержав при этом 13 побед. На самом деле не самая впечатляющая статистика для автоспортсмена, выступающего на сильнейшей технике. Однако его главные достижения в автоспорте впереди. И уже не за рулем гоночного автомобиля, а у руля гоночной команды.

Гарцующий жеребец

Выступления и победы за Alfa Romeo исполняют детскую мечту Энцо, однако все годы, пока Феррари участвует в заездах, он вынашивает другую идею — сделать собственную гоночную команду. И в 1929 году в своей родной Модене он создает Scuderia Ferrari, что в переводе с итальянского означает «Конюшня Феррари». «Конюшня» — это дань уважения армейским «скакунам», о которых он заботился на фронте. Собственно, из этих же соображений символом команды и становится вставший на дыбы конь, который сейчас более известен как «горцующий жеребец».

О создании самой эмблемы, черного коня на желтом фоне, Феррари в своей биографии писал, что позаимствовал ее у Франческо Баракки — героически погибшего итальянского пилота, на фюзеляже истребителя которого он и был изображен. По словам Феррари, спустя несколько лет после основания команды ему довелось познакомиться с родителями погибшего летчика. И как раз мать Баракки в беседе спросила у Феррари, почему на его автомобилях нет какого-нибудь запоминающегося знака. И именно тогда ему и предложили украсить свои гоночные машины гарцующим жеребцом. «Он принесет вам удачу!» — сказала она. И я согласился», — вспоминал Феррари в своей книге.

Сотрудничество с фашистами

Другой факт из биографии Феррари, о котором упоминают нечасто, достаточно неприятен для болельщиков Ferrari и в целом поклонников автоспорта. В 1934 году Энцо вступил в Национальную фашистскую партию Италии, которую основал Бенито Муссолини. Феррари не хотел допустить, чтобы его соглашение с Alfa Romeo о создании Scuderia Ferrari оказалось под угрозой из-за несоответствий политической доктрине.

Он считал, что если фашизм может обеспечить его «конюшне» дополнительные успехи в гонках, то так тому и быть, он вступит в партию. Тем более что Муссолини уделял особое внимание автоспорту — успехи гоночной команды Alfa Romeo в борьбе с германскими коллективами были для него чрезвычайно важны. Поэтому он был в постоянном контакте с Феррари и Тацио Нуволари, когда Энцо уже возглавлял гоночный департамент Alfa Romeo, а Тацио был главной коллектива.

В дальнейшем Муссолини оказывал поддержку фабрике Феррари в Маранелло, так как планировал на ней выпуск и военной техники. Кроме того, за особые заслуги Бенито Муссолини наградил Феррари орденом и титулом Il Commendatore («командор»), который быстро стал его прозвищем. Сам Феррари говорил, что не очень любил, когда его так называли, и предпочитал более скромное обращение Ingegnere — просто «инженер».

В отличие от немецкого конструктора Фердинанда Порше, который после окончания войны из-за членства в NSDAP (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) и сотрудничества с фашистами угодил в тюрьму, Энцо Феррари удалось избежать уголовного преследования.

Смерть Дино

Феррари много раз становился героем кинематографа. Причем не только документального, но и художественного. Помимо лент, снятых исключительно о нем и о его главном детище, конструктор благодаря масштабу и значимости своей личности частенько выступает в роли второстепенного персонажа в других фильмах.

Например, он весьма карикатурно показан в блокбастере «Форд против Феррари» и достаточно неплохо подан ирландским актером Гэбриелем Бирном в откровенно неудачной ленте Роберта Мореско «Ламборгини: Человек-легенда». Есть с Феррари сцена и в ставшем уже легендарным фильме «Гонка» (2013), в котором рассказывается о противостоянии Никки Лауды и Джеймса Ханта в драматичном сезоне «Формулы-1» 1976 года.

Однако в художественных картинах часто рассказывают о победах Феррари и почти никогда — о тяжелых событиях в его судьбе. Исключением стал как раз новый фильм, в котором кризис в «конюшне» разворачивается на фоне личной трагедии Энцо.

В 1956 году в возрасте 24 лет умер первый сын Феррари — Дино (сокращение от Альфредино), который с рождения страдал мышечной дистрофией. Сам Феррари в своей биографии писал об этом: «Знаменитая Ferrari 156 родилась спустя пять месяцев после смерти Дино. Я обманывал себя — как любой отец на моем месте — верой, что наша забота может вернуть моему мальчику здоровье. Я убедил себя, что организм человека можно починить, как болид, как двигатель».

Поделиться