МТС — 30 лет: как большие перемены отразились на карьерах ее сотрудников

. И как компания отвечала на главные вызовы эпохи
Обновлено 14 декабря 2023, 08:44
Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

В мировой истории 30 лет — даже не миг, а наносекунда. Но есть нюанс: несколько десятилетий могут стать целой исторической вехой. Так случилось на рубеже XX и XXI веков, когда мир изменился благодаря электричеству, железным дорогам, двигателю внутреннего сгорания и телеграфии. Это происходит и теперь, в XXI веке. Первый шаг к прорыву сделали еще в начале 1990-х технологии телесистем, теперь же всем управляют информационные и цифровые платформы.

РБК Life через истории сотрудников МТС, которая в этом году отмечает свое тридцатилетие, рассказывает, каким был путь телеком-компании к экосистемности и инновациям.

Ускорение процессов

Алексей Хотяшов, директор по интеграции экосистемных решений, в 2004 году занимался разработкой маркетинговых активностей. Он был ведущим специалистом отдела маркетинга в Москве, когда компания только запускала новую макрорегиональную структуру, анализировала рынок, формировала тарифы, рассчитывала цены. Алексею, до этого работавшему в продажах, пришлось в короткий срок освоить новые навыки.

«Когда начинаешь работать в маркетинге, первые месяцы учишься, и года через два-три считаешь себя уже профессионалом, но проходит еще пара лет, и ты понимаешь, что только в начале пути. Так случилось и у меня», — вспоминает Алексей.

Маркетинг стал стартовой точкой Алексея в компании, но он, как и многие амбициозные сотрудники МТС, став специалистом и завоевав доверие руководства, отправился дальше. Возможность переобучения и перехода между отделами и даже между компаниями экосистемы — один из фокусов МТС в развитии и мотивации сотрудников.

Двадцать лет назад у компании была задача завоевать массовый рынок в условиях жесткой конкурентной борьбы, подключать больше абонентов, растить базу, словом, «отелефонить» население страны. Когда мобильная связь стала делом привычным, появился новый вызов — развитие интернета, появление видеосервисов, соцсетей, мессенджеров. Один за другим операторы обнуляли трафик на те или иные сервисы и соревновались в скорости загрузки контента — на земле и под землей.

После шести лет работы в маркетинге Алексей понял, что пора меняться, и из макрорегиона Москва перешел в федеральное направление. В 2020 году Алексей занял должность директора филиала МТС в Новгородской области, перебравшись из мегаполиса в новую для себя географическую точку. А во времена пандемии его подразделению пришлось заниматься модернизацией сетей — ведь нагрузка на них серьезно возросла.

«Нужно было активно работать с регулирующими органами, оперативно вносить предложения по изменению региональной нормативной базы. Каждый день приходилось находить нестандартные, поэтому и интересные, решения сложных задач. Когда от тебя зависит бесперебойная работа сети связи, офисов продаж и обслуживания в таких условиях, работа бодрит».

В 2010-х МТС занялась ускоренным строительством сначала 3G/LTE-сетей, а затем и диджитализацией. Иными словами, влилась в глобальный процесс формирования новых возможностей для каждого пользователя: развитием IT-продуктов, облачных сервисов, искусственного интеллекта, экосистемы мобильных приложений.

Это словно пересесть с дирижабля на самолет с реактивным двигателем, и последние шесть лет в компании по динамике близки к этому сравнению. Бывший маркетолог Алексей Хотяшов считает, что эти перемены глобальнее любых, происходивших в МТС прежде, и что все испытания пошли на пользу.

«Мы увидели трансформацию подхода к управлению: стало меньше бюрократии, благодаря чему быстрее идут структурные и организационные изменения. В последние годы, когда мы вынуждены были реагировать на внешние и внутренние факторы, эти перемены оказались решающими. А самое интересное время еще впереди».

По словам Алексея, компания приветствует ответственных и мотивированных — именно сочетание этих двух качеств помогает выстроить долгосрочную и успешную карьеру. Особенно если у сотрудника есть понимающий, но требовательный руководитель, как сам себя характеризует Алексей. В сфере его внимания теперь уже не маркетинг, хотя некоторые задачи похожи: Алексей руководит процессом взаимной интеграции проектов под брендом МТС, организацией синергии разных бизнесов и направлений. Тут помогает опыт участия в объединении мобильного и фиксированного бизнеса в начале 2010-го, запуск первого конвергентного продукта с единым пакетом ТВ, мобильной связью и интернетом. Или проект по отмене «мобильного рабства», который в 2013 году стал настоящей неизведанной территорией.

«Нужно было сделать то, чего еще не было в России, — придумать и выстроить процесс перехода от одного оператора к другому с сохранением номера, договориться со всеми участниками, закрепить его законодательно. Опыт работы в маркетинге помог и в этом случае».

Сейчас Алексей занят проектами, которые интегрируются в работу компании: новые конвергентные механики, имиджевые сценарии и проекты, связанные с экосистемой и восприятием компании как экосистемы.

Культура принятия

Марина Куринкова, руководитель направления в центре HR по социальной ответственности, разнообразию и инклюзивности, начала свой путь в МТС 16 лет назад с call-центра. Там она провела три года — в рекламной службе, техподдержке и обслуживании VIP-клиентов. Когда коллектив переводили в Нижний Новгород, Марина, имея экономическое образование, взяла на себя всю документацию. В 2010-м перевелась в финансовый блок и оттуда — в HR-департамент.

Сейчас она занимается не только коммуникацией с существующим штатом сотрудников, но и процессом привлечения новых кандидатов из социальных групп, которым прежде было гораздо сложнее попасть в технологическую компанию. Если много лет назад МТС развивала программу «Компания для всех возрастов», то сегодня стало очевидно, что работа с возрастными соискателями — не единственный способ развивать инклюзивную культуру.

Привлекают не только кандидатов 50+, но и молодых, еще без опыта работы, и кандидатов с инвалидностью через программы стажировок, ярмарки вакансий в центрах занятости, дни карьеры в вузах, круглые столы. Стереотипное мышление предполагает, что люди старшего возраста медленнее работают, а молодежь совершает больше ошибок из-за отсутствия опыта. Но практика доказывает: чем разнообразнее команда, тем более полезным получается продукт, ведь при его создании учитываются потребности очень разных людей.

«У нас работают разные каналы привлечения, — рассказала Марина. — Ярмарки вакансий на площадках центров занятости, дни карьеры в вузах, участие в различных мероприятиях некоммерческого сектора, круглые столы, где тему обсуждают представители бизнеса. Инклюзия — это более широкое понятие сейчас».

Инклюзия стала одним из важнейших направлений работы. Оказалось, что в нем есть обоюдоострая проблема: стереотипы от профессиональных ожиданий людей с различными нарушениями или возрастных постепенно рушатся, а вот сами кандидаты часто сомневаются в своих возможностях в стенах технологической компании.

«Мы стараемся показать, что здесь их ждут: уже поменяли во внутренних процессах многое, например, постоянно изучали готовность руководителей расширить штат, — объяснила Марина Куринкова. — Видно, как все меняется. Аудит бизнес-процессов с неудобными вопросами в сравнении с опросом в прошлом году показал, насколько изменился уровень готовности к инклюзии. Появилась культура говорить об этих неудобных вещах, принимая их. У нас в маркетинге есть Руслан Алиев, сотрудник с нарушением зрения, который ходит на работу с собакой-поводырем. Мы многое преодолели, чтобы выстроить за полгода внутренние условия для этого, подогнать систему под сотрудника, устроить так, чтобы в офис приходила собака в соответствии со всеми необходимыми нормами».

В МТС теперь работают несколько таких человек, и их присутствие в лучшую сторону меняет микроклимат в коллективах.

Динамика карьеры

Нынешний руководитель группы регионального обучения Иван Свобода начинал в Красноярске в Русской телефонной компании (РТК МТС) на позиции специалиста офиса продаж в одном из салонов связи. Иван закончил университет с дипломом по химической экспертизе и криминалистике, но интерес к бизнес-процессам проявился активнее: к 2016 году бывший аспирант уже нацелился на должность бизнес-тренера. Как работать с аудиторией, Иван уже знал, так как у него был преподавательский опыт, но что значит быть бизнес-тренером — не имел представления. Зато работа в рознице помогла ему понять структуру этого бизнеса, получить навыки, которым можно учить других.

«У компании прозрачная карьерная лестница: чтобы добиться роста, не нужно стараться понравиться или быть услужливым. Здесь четко понимаешь: есть рейтинг, есть результаты — попадаешь в них, и твою кандидатуру рассматривают. В целом, как только ты заявляешь: «Я хочу расти», тобой сразу же начинают заниматься. К твоим услугам внутренние курсы, путеводители, наборы обучающих программ и поддержка руководителя».

Главное — желание, но и другие качества важны: ориентированность на результат, лидерство, готовность взять на себя ответственность и повести за собой людей. Иван очень последовательно подошел к своей карьере: еще в Красноярске он проявил себя как инициативный сотрудник, прошел конкурс и получил должность бизнес-тренера. Три года он проработал на этой позиции, но вовремя понял (не без подсказки внимательных учеников), что пора двигаться дальше.

«Я вижу непрерывную трансформацию компании, которая отражается и на моей карьере: в 2021 году я стал территориальным менеджером по обучению, в 2022-м — руководителем направления, в январе 2023-го — руководителем группы регионального обучения. Если бы не это движение, я бы выгорел, но смена деятельности не дает возникнуть усталости от рутины».

С 2019 года Иван работает в Москве и все время наблюдает, как сотрудники после тренингов начинают чувствовать себя комфортнее. Как испытывают меньше стресса, общаясь с клиентами, меньше тревожатся и реже допускают ошибки. Такие сотрудники, по словам Ивана, лояльнее относятся к компании, которая проявляет к ним заботу через программы обучения. «Это chain effect service: если компания создает экологичную атмосферу внутри, то сотрудники строят внешние отношения с клиентом с аналогичным вайбом».

С 2015 года МТС претерпела глобальные перемены в подходе к клиентам, уверяет Иван. В 2000-х и 2010-х общепринятой целью был рынок и стремление «продать невозможное». В первую очередь рассматривалась выгода, а потом уже клиент. Но перемены в компании отразились и на обучении сотрудников. Теперь Иван учит тому, как понять клиента, увидеть его проблему и помочь ее решить. В работе с персоналом подход тоже изменился: появились программы, посвященные саморазвитию, стрессоустойчивости и психологии труда.

«Что драйвит в этой работе — как ты меняешь людей. Они приходят совсем неподготовленными, совершающими ошибки, а после тренинга закрепляют знания на практике. Возвращаясь повторно, они делятся опытом: что у них получается после учебы, чего удалось достичь. Это очень вдохновляет».

Сейчас в МТС более 61 тыс. сотрудников, а поиск специалистов не останавливается — появляются новые продукты и сервисы, требуются профессии, которых вчера просто не было. Если десять лет назад в компании работали преимущественно телеком-гуру, теперь это место, где можно реализовать себя в любой сфере: кино, путешествия, развлечения, книги, IT, кибербезопасность, искусственный интеллект, big data и многое другое. Объединяя разные смыслы в единую экосистему, компания предоставляет лучший опыт и для своих клиентов, и для своей большой команды.

Реклама. Рекламодатель ПАО «МТС».

erid: 2SDnjc49Ntp

Поделиться
Авторы
Теги