Как Тейлор Свифт заслужила звание «Человек года» по версии Time

. Она воплощение поп-индустрии и «мягкой силы»

Тейлор Свифт признана человеком года по версии Time: почему это справедливо

Обновлено 15 января 2024, 06:50
<p>Тейлор Свифт</p>
Фото: Kevin Winter / Getty Images for dcp

Тейлор Свифт

6 декабря журнал Time объявил Тейлор Свифт человеком года. Миллиардер, победительница мировых чартов, обладательница 12 «Грэмми» за 17-летнюю карьеру, композитор и автор песен, окруженная огромным количеством преданных поклонников, — ее фигура в мировой музыке либо пробирает до слез, либо раздражает до скрежета зубов. Разбираемся, почему в 2023 году Тейлор Свифт так повезло и в везении ли дело.

Редкий музыкальный феномен вызывает столько противоречивых реакций — от хейта до экзальтированного счастья. «Не понимаю хайпа вокруг Свифт!», «Она пишет безвкусную музыку для безвкусных людей», «А кто это?» и другие комментарии, включая «Ей дали премию за красивые глаза», можно прямо сейчас встретить в соцсетях.

Начнем с того, что выбор «Человека года» — это традиция, которую редакция Time соблюдет с 1927 года. Выбирает человека года для последнего в году декабрьского номера исполнительный редактор, опираясь на след, оставленный героем в медиапространстве за определенный отрезок времени, и преимущественно субъективную оценку влияния этого героя на мир/политику/планету. Человеком года признавали Сталина, Гитлера, многих американских политиков, британскую королеву, астронавтов «Аполлона-8», американского солдата, Владимира Путина, папу Франциска, Грету Тунберг, Илона Маска и других. Настала очередь совсем уж нетривиального выбора — поп-исполнителя. На вышеизложенном бэкграунде становится понятен всеобщий вопрос: собственно, а почему она?

Журнал сразу заходит с козырей, объясняя свой выбор: «Свифт — редкий человек, который одновременно и автор, и герой своей истории. Ее путь уникален, и она это хорошо знает». «На самом деле я не могу назвать никого, кто шел бы по такой же карьерной траектории, как это делаю я, — говорила Свифт в 2014 году, впервые появившись на обложке Time после выхода альбома «1989». — Я надеюсь, что моя жизнь не будет соответствовать чьей-либо траектории».

За 17 лет карьеры и десять студийных альбомов Тейлор Свифт сумела изменить вкусы и предпочтения миллионов слушателей: сегодня 53% взрослых американцев называют себя ее фанатами. В 2014-м, когда Shake it off звенела из всех аудионосителей, ловко подмечавший тренды сериал «Сверхъестественное» прошелся по Свифт брутальностью Дина Винчестера. В одной из серий герой Джексона Эклза, предпочитающий только музыку «для настоящих мужиков», то есть метал или тяжелый рок, проходит путь от отрицания попсы в лице Тейлор до принятия. В чем-то сейчас весь англоязычный и около того мир — как Дин Винчестер.

Во многом на этот переворот общественного отношения к Тейлор повлияла пандемия: во время изоляции она записала два фолк-альбома Folklore и Evermore, которые привлекли к ней новую аудиторию и принесли «Грэмми» и статус самого высокооплачиваемого музыканта в США по итогам 2020 года (она заработала $23,8 млн, пока мы мыли руки и обрабатывали поверхности санитайзерами).

Но за год до этого ренессанса Тейлор лишилась пяти своих невероятно успешных первых альбомов. В 2019-м ее предыдущим лейблом Big Machine Records был продан весь ее музыкальный каталог — продюсеру Скутеру Брауну, с которым у певицы, мягко говоря, были контры. Никто не согласовал с ней сделку, никто не дал ей выкупить свою же работу. Был невероятный скандал.

Почти сразу она объявила о перезаписи: это стало возможно только потому, что все свои песни она писала сама — и слова, и музыку. Выходившие затем синглы и альбомы немедленно становились событиями и обгоняли по прослушиваниям оригинальные пластинки. Этот опыт стал невиданным для поп-индустрии. Возможным он стал благодаря невероятно лояльной аудитории Свифт (фанаты певицы именуют себя «свифти»): преданные слушатели отказывались запускать на стримингах «сворованные» Скутером Брауном альбомы.

Выпуск перезаписей сопровождали разные украшательства: рекорды вроде «самая длинная песня в истории, занявшая первое место в чарте Hot 100 для All Too Well», короткометражка, клипы, фиты с Haim, Эдом Шираном и The National. В октябре 2022 года Свифт выпустила десятую пластинку, Midnights, которую журнал Rolling Stone, не колеблясь, назвал мгновенной классикой. В первую неделю было продано более 1 млн копий, сингл Anti-Hero взлетел на верхушку чарта Hot 100. А в 2023 году Свифт благодаря своим музыкальным релизам и туру Eras вошла в «новую стратосферу глобального успеха карьеры» (так писал сайт Music Business Worldwide).

Почему ее тур называется «Эры»? Каждый альбом Свифт — это отдельная эра, отражающая ее эволюцию как артиста. От кантри до инди, каждая пластинка демонстрирует, что Тейлор способна успешно и, главное, талантливо работать в различных жанрах. Что касается преданности фанатов и их растущего количества, дело не только в жанровой виртуозности артистки.

Свифт переживает свой личный опыт со всеми своими слушателями, распыляя свое восприятие мира с потрясающе искренней убедительностью. Как поэтессе, ей в этом нет равных (восходящая звезда Оливия Родриго, не раз подтверждавшая, что выросла на песнях Тейлор Свифт, упорно старается идти по этой же дороге). Но девчонка с гитарой из Пенсильвании, вдохновлявшаяся Шанайей Твейн и Долли Партон, в нулевые совершенно органично зашла на территорию женской песни о больших чувствах и разбитых сердцах, рассыпая метафоры с обезоруживающими прямолинейностями там, где не ждали: в вылизанном, механизированном, гламурном и лицемерном мире поп-индустрии.

«Она взяла на себя обязательство продекларировать мечты, чувства и опыт людей, особенно женщин, которые ощущали, что их игнорируют и регулярно недооценивают. Они знают, что она уважает свою аудиторию и доверяет им свою историю. Она держала в руках зеркало своей жизни, помогая людям лучше увидеть себя. Она приняла свое прошлое со всеми недостатками и призвала других сделать то же самое», — пишет Time.

12 октября 2023 года в мировой прокат вышел фильм-концерт Тейлор Свифт, документирующий ее мегауспешный мировой тур для всех, кто не смог присутствовать на этом событии. Срежиссированная Сэмом Ренчем картина охватывает путешествие певицы по всей ее карьере, но и сама Свифт превращает свое шоу в кино, чем переворачивает привычные стереотипы о поп-индустрии. Тейлор Свифт и есть поп-индустрия, не первый год уверены американские журналисты. За 17 лет с момента ее дебюта на сцене она выпустила больше альбомов, дебютировавших под № 1 в чарте Billboard, чем любая другая женщина-музыкант в истории.

Фильм вышел в самый разгар ее международного тура, сразу после завершения американской части, в течении которой она — кажется, шутя — собрала 53 переполненных стадиона, давая по два-три концерта в одном городе. Спрос на концерты был такой, что фанаты, которым не удалось купить билеты, собирались на парковках неподалеку, чтобы хоть как-то почувствовать атмосферу шоу.

Политики и мировые лидеры умоляли Свифт привезти свой Eras Tour в их страны: президент Чили Габриэль Борич, мэр Будапешта Гергели Карачонь, канадский премьер-министр Джастин Трюдо и лидер таиландской партии Move Forvard Пита Лимджароенрат были среди них.

«Свифт стала частью американской «мягкой силы»: американский дипломат рассказывал, насколько важно было заставить ее согласиться играть в принимающей стране. А Свифт, как мы теперь знаем, как Мидас, своим прикосновением улучшала состояние каждого города, который она посещала, и бизнеса. Просто спросите НФЛ о миллионах новых болельщиков. Или вашего госсекретаря: десятки тысяч поклонников зарегистрировались для голосования после того, как она поддержала их в соцсетях, что привело к резкому увеличению посещений сайта Vote.org», — подчеркивает Time.

Впереди у Тейлор еще два года гастролей, всего 146 концертов на пяти континентах. И кто знает, сколько еще «безвкусных» песен сочинит и споет эта женщина всем назло.

Поделиться
Авторы
Теги