Ученые из Швеции перечислили 14 эволюционных ловушек для человечества

. Среди них искусственный интеллект и упрощение сельского хозяйства

Science Daily: перечислены 14 эволюционных ловушек для человечества

Обновлено 20 ноября 2023, 09:13
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Впервые ученые использовали концепцию эволюционных ловушек по отношению к человеческим сообществам в целом, пишет Science Daily со ссылкой на данные, предоставленные исследовательским институтом Stockholm Resilience Centre (Швеция) в Стокгольмском университете. В издании вкратце рассказывают об исследовании, опубликованном в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. В числе авторов научной статьи — Петер Сёгаард Йоргенсен из Stockholm Resilience Centre и Шведской королевской академии наук.

Ученые пришли к выводу, что человечество может оказаться перед 14 эволюционными тупиками, которые возникли из-за первоначально удачных инноваций. 12 из них в продвинутой фазе (in an advanced state), т. е. человечество на грани того, что из этих ловушек уже будет сложно выбраться. В десяти случаях сообщества продолжают двигаться в неправильном направлении.

Среди ловушек — упрощение (например, сельского хозяйства (simplification of agriculture) ), экономический рост ради роста, перепроизводство (overshoot), нестабильность глобального сотрудничества, инфекции, блокировка инфраструктур (сложные инфраструктуры становятся неадаптивными), химическое загрязнение, экзистенциальные технологии (оружие массового поражения), автономия технологий, дезинформация, краткосрочные выгоды, чрезмерное потребление (разделение мест производства и потребления способствует чрезмерному потреблению), местные потери социального капитала, разделение биосфер (biosphere disconnect) — человеческих поселений и экосистем.

Два наименее продвинутых (less advanced) на данный момент тупика — автономия технологий (искусственный интеллект, роботы) и потеря социального капитала из-за цифровизации.

Например, вот в чем опасность упрощенного сельского хозяйства. Из-за использования нескольких высокопродуктивных культур (рис, пшеница, кукуруза) резко выросло количество производимых калорий. В то же время это означает уязвимость продовольственной системы к изменениям окружающей среды (погода, новые заболевания).

При этом эволюционные ловушки усиливают друг друга. То есть если общество попадет в один эволюционный тупик, то оно, вероятно, окажется и перед другими.

Это не значит, что человечество обречено.

«Настало время осознать новую реальность и как биологическому виду совместными усилиями двигаться, куда мы хотим. <...> Творчество, мощь инноваций, сотрудничество предоставляют нам идеальные инструменты для того, чтобы активно конструировать наше будущее», — уточнил Петер Сёгаард Йоргенсен.

Он пояснил, что каждый может больше взаимодействовать с природой и обществом и узнавать о глобальных последствиях своих действий.

Ранее международная команда ученых установила вероятную причину массового вымирания динозавров. По их мнению, дело в выбросе в атмосферу мелкой пыли измельченных горных пород после падения на Землю астероида. Она заблокировала солнечный свет. Из-за этого два года растения не осуществляли фотосинтез.