Непростой кастинг и сложная эпоха. Как проходили съемки «Олимпиады»
. Это уже четвертый проект Евгения Стычкина в качестве режиссераРежиссер «Нулевого пациента» Стычкин снял сериал про Олимпиаду-80
Пока Франция готовится принимать Олимпийские игры, которые пройдут летом 2024 года, в России вспоминают, как это было почти полвека назад в Москве. Новый сериал под названием «Олимпиада» выйдет на «Кинопоиске» в 2024 году.
Режиссерское кресло сериала занял Евгений Стычкин. Для него это уже четвертый проект в данном качестве. До этого были «Контакт» (2021), «Нулевой пациент» (2022) и премьера 2023 года «Цикады». Стычкин признался, что работа над этим проектом — своего рода проверка на прочность: сложные смены, сцены и график.
Сюжет
По сюжету сериала сына советского функционера (Григорий Верник) после очередной выходки отправляют на «исправительные работы» в оргкомитет Олимпиады-80. Там молодой человек под руководством дочери высокопоставленного военного Ирины (Мария Карпова) становится волонтером. Он и другие участники закулисья будут стараться сделать все, чтобы Олимпиада состоялась.
Об идее сериала
Большинство сериалов об этом периоде советской истории, по словам Стычкина, созданы с полярными настроениями — либо высмеять его, либо идеализировать. Ряд подобных проектов пытаются показать, как тяжела была жизнь в СССР, другие — романтизируют советскую действительность. Сам Стычкин говорит, что хочет попробовать создать «полифоничную» историю.
Об актерах и ролях
Кастинг, по словам режиссера, был долгим и сложным. Одну из главных ролей в сериале получил сын народного артиста России Игоря Верника Григорий Верник. С Евгением Стычкиным он уже работал на площадке «Цикад». Роль советской партийной работницы Ирины досталась Марии Карповой.
«Пробы были очень долгие. Попробовал много разных актеров, может, я такой капризный. Время непростое, сочетание какой-то свободы и современности героев с некой советской манерой говорить, другим образом мысли, степенью откровенности, иной внешностью. Поэтому-то долго и пробовал прекрасных артистов. В итоге вернулся к проверенному Вернику», — говорит Стычкин.
Героиня Марии Карповой, как та ее сама описывает, кажется человеком, который идеально встраивается в советскую систему: она живет по правилам, не допускает вольных мыслей и делает то, что велено.
«Ирина — советский человек, идейный и в этом честный. Она предана работе, живет по правилам, не проявляет своих чувств. Игорь (Григорий Верник) же, наоборот, гедонист и циник, нетипичный и неудобный для советского времени человек. Для нее он идейный враг, для него она скучный и бездушный винтик системы. И вот сталкиваются два мировоззрения, две индивидуальности, вынужденные работать вместе, которые по-разному воспринимают СССР и мир в целом», — рассказала Карпова.
Исполнитель роли Игоря Григорий Верник сравнивает своего героя с Остапом Бендером за умение выкручиваться из любых ситуаций. Саму атмосферу периода подготовки к Олимпиаде он называет «притягательной» из-за людей, которые «делали невозможное», и добавляет, что многие тогда не верили, что соревнования вообще состоятся из-за бойкота.
«Он человек из интеллигентной, состоятельной, но неполной семьи, рано потерявший мать. Он никогда не испытывал недостатка в материальном, но не было родительского тепла. Поэтому Игорь оказывается в ситуации, где неясно, чего он вообще хочет от этой жизни, он ее просто прожигает», — отметил Верник.
Узбекистан
Часть съемок проходила в столице Узбекистана Ташкенте. Здесь и в окрестностях города снимали эпизод, в котором главные герои едут на фабрику договариваться о пошиве формы для спортсменов и по воле случая попадают на свадьбу.
На площадке порядка 80 человек массовки — это одна из самых массовых сцен в сериале, но все же не самая (создатели обещают кадры с поистине олимпийским масштабом). На площадке задействованы местные актеры. Самому возрастному — 78 лет, самому младшему — шесть. Его зовут Ходжиакбар Алибеков, и для него это не первая работа. И хотя в этом сериале у него всего одна реплика, в будущем он мечтает «сниматься в России и только в больших проектах».
«Актеров набирали через узбекские театры. Это люди, у которых есть профильное образование. Для массовых сцен выбирали людей без соответствующего образования. Это целый квест. Есть люди пожилые, фактурные персонажи, есть молодые ребята и даже дети», — рассказала кастинг-менеджер Анета Аргандэволс.
Фото со съемок сериала «Олимпиада»
Костюмы и грим
Подбором и пошивом одежды для героев, а также спортивной формы для «участников Олимпиады» занималась команда под руководством художницы по костюмам Натальи Каневской. Один из интересных образов удалось создать для героини Марии Карповой. Она напоминает принцессу Диану, что диссонирует с характером персонажа, да и привычным образом партийной работницы того времени.
«Была задача сделать ее непохожей на классическую советскую функционерку, сделать более живой, человечной. Ирина носит пластичные материалы — например, удобные и функциональные трикотажные и вельветовые костюмы. Она не носит твердую советскую шерсть и хлопок, отдает предпочтение мягким, уютным тканям», — объяснила Каневская.
Эту в некотором роде «пасхалку» с принцессой Дианой подтвердил художник по гриму Игорь Бойко. Героиня Карповой в климате узбекского гостеприимства становится мягче — позволяет себе модный костюм и укладку в духе Спенсер.
«Маша и принцесса Диана похожи. Мне хотелось, чтобы в Советском Союзе была своя принцесса, которая посещает соседние республики. Потому что в московской истории ей нужно было выглядеть должным образом, соответственно. Там она намного проще, собраннее, скованнее», — отметил Бойко.
Для других героев одежду отшивали, искали в коллекциях киностудий, некоторые «бриллианты» удалось найти в секонд-хендах. Спортивную форму для актеров, которые играли спортсменов из стран — участниц Олимпиады, отшивали своими силами. Найти несколько десятков костюмов с эмблемами разных государств оказалось невозможно. При их создании пришлось ориентироваться на фотографии и видеоархивы.
Декорации
Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Ташкенте. Последняя локация представляла некоторые сложности для реквизиторов. Команда, по словам художника по реквизиту Ирины Занозиной, приехала в Узбекистан с двумя чемоданами необходимых вещей. Однако остальное приходилось искать на барахолках.
«Были сложности. Мы приехали всего с двумя чемоданами реквизита. Если в Москве мы в своей стихии, как рыбы в воде, там имеется свой склад, где я могу взять практически любой реквизит. Здесь я купила отрез ткани на рынке, посуду брали напрокат, хрусталь отыскали на барахолке», — рассказала Занозина.
После съемок в Узбекистане команда вернулась в Москву, где съемки продолжатся до января. По словам создателей, премьера проекта состоится на «Кинопоиске» в 2024 году.