Зимородки не получают сотрясение мозга при нырянии. Вот почему

. Ученые провели исследование, чтобы установить причину

CB: зимородки не получают сотрясение мозга при нырянии из-за мутации генов

Обновлено 25 октября 2023, 15:51
Marcus Siebert / Imagebroker / Global Look Press
Фото: Marcus Siebert / Imagebroker / Global Look Press

Ученые из США, в числе которых эволюционный биолог из Филдовского музея естественной истории Чэд М. Элиасон, установили, почему зимородки не получают сотрясение мозга при нырянии. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Communications Biology. Вкратце о них рассказывают на сайте Phys.org.

Не все зимородки резко погружаются в воду за рыбой. Некоторые виды едят насекомых, ящериц и даже других зимородков.

Ранее соавторы указанного исследования Дженна Макколлоу и Майкл Андерсен из Университета Нью-Мексико выяснили, что группы зимородков, питающихся рыбой, не близкородственные. Это значит, что такие видовые группы произошли не от одного общего предка, который питался рыбой, а внедряли в рацион рыбу и развивали свои навыки подводной охоты на протяжении нескольких поколений.

«Когда определенная черта [у ряда видов] развивается во множестве групп в независимости друг от друга, это значит, что у вас есть возможность найти объяснение тому, почему так происходит», — поясняет еще один автор исследования, Шеннон Хакетт из Филдовского музея естественной истории.

Чтобы разобраться, в чем дело, эксперты изучили ДНК 30 видов зимородков. Они были взяты из образцов, хранящихся в Филдовском музее естественной истории. Сотрудники собрали их в ходе различных полевых исследований. Речь идет о мышечных волокнах или фрагментах печени, которые заморозили с помощью жидкого азота.

Миллиарды спаренных оснований ДНК сравнили при помощи программы. Оказалось, что у зимородков, питающихся рыбой, есть несколько модифицированных генов, ассоциирующихся с типом питания и структурой мозга. Так, мутации нашли в гене AGT, связанном с гибкостью питания, и MAPT, кодирующем тау-белки, связанные с пищевым поведением.

Последние участвуют в стабилизации небольших структур внутри мозга. Избыточное количество таких белков связано с такими диагнозами, как «болезнь Альцгеймера» и «черепно-мозговая травма».

Хакетт назвала тау-белки «палкой о двух концах». Гены, которые поддерживают порядок в нейронах мозга, «выходят из строя» при повторяющихся сотрясениях мозга и при болезни Альцгеймера. Вероятно, предполагает Хакетт, в случае птиц на эти белки оказывается какое-то избирательное воздействие, чтобы защитить их мозг.

Ранее рыболовы на Аляске сообщили о том, что косатки стали демонстрировать новый тип поведения. Морские животные задерживаются у лодок — скорее всего, кормятся рядом с промышленными орудиями лова. Такое поведение опасно: косатки могут запутаться в сетях и умереть.