Умерла Лидия Орлова. 9 цитат главреда «Журнала мод» и «Московского стиля»
. Основательнице российской модной журналистики было 87 летВ 87 умерла главный редактор «Журнала мод» и «Московского стиля» Лидия Орлова
Ушла из жизни журналистка и писательница Лидия Орлова. Ей было 87 лет.
Почти два десятилетия, начиная с 1979-го, она вела рубрики о моде и домоводстве в журнале «Работница». В разгар перестройки, в 1986 году, она возглавила новый «Журнал мод», первый номер которого вышел тиражом в 1 млн экземпляров. В 1991 году с той же командой она основала и возглавила газету «Московский стиль» и одноименный журнал. Ими она руководила четыре года, после чего стала шеф-редактором журнала «Коллекция-М».
В 80-х Лидия Орлова написала книги «Семья, дом, квартира», «Мы и мода» и «Азбука моды» — все они рассказывали об истории советской моде. Много позже, уже в нулевых, увидели свет два ее детективных романа — «Россия: Подиум» и «Бренд. Повод для убийства». С 2014 года Лидия Витальевна читала лекции по истории советской моды в своей альма-матер — на факультете журналистики МГУ.
РБК Life собрал яркие высказывания Орловой из интервью российским изданиям и интернет-ресурсам.
О начале «Журнала мод»
«В «Журнал мод» я пришла из «Работницы», где 19 лет вела моду и домоводство. Специалистов, которые бы хорошо знали моду, у нас не было, зато были искусствоведы, работавшие в доме моделей. Мы вешали объявления: «Требуются...». Приходили прекрасные люди, говорили, что всю жизнь мечтали работать в модном журнале; эти люди потом вырастали у нас».
О модной журналистике
«Самое сложное в журналистике моды — создавать иллюзию того, что в жизни пока не существует. Журнал предлагает читателю новый образ современного человека — во всей его соблазнительной реальности, в среде, которая должна отвечать современному стилю жизни. А для этого надо было уметь анализировать процессы в постоянно меняющемся мире моды, понимать механизмы ее появления, усталости и старения. Знать язык, на котором она говорит. И тогда обычные тряпки — платья, кофты, пальто — становились одеждой, которую мода предлагала как самую красивую и актуальную…»
О конкуренции с «Крестьянкой»
«Я тогда уже ездила за рубеж, мы читали западные журналы и понимали, как движется мода, но сопротивление старых коммунисток сломить было не просто. Женских журналов было всего три: «Работница», «Крестьянка» и «Советская женщина», каждая полоса должна была быть идеологически выверенной... Я очень беспокоилась, что мои фотографы и стилисты начнут работать «налево», снимать для рекламы (а тогда появились первые частные фирмы) и для других журналов, для той же «Крестьянки». Фотографии нужны были всем, а оборудование было только у нас. К сожалению, прецеденты случались, даже пришлось уволить одного хорошего фотографа».
Об Эвелине Хромченко
«Я любила всегда L'Officiel. Эвелина Хромченко печаталась и у меня в журнале «Коллекция М», который я делала после «Московского стиля». Но дело не в личных отношениях, а в том, что Эвелину всегда выделяло знание моды: ее истории, ее устройства как индустрии. И, конечно, поддержка русской линии: L'Officiel едва ли не единственный писал о русских дизайнерах, о заметных явлениях русской моды».
О Вячеславе Зайцеве
«Невероятно плодовитым был Вячеслав Зайцев: сидит и на твоих глазах создает шедевры. Кроме того, был Ленинград со своими прекрасными модельерами. Также мы рассказывали о модельерах из таллинского и рижского домов моделей».
О работе над российской версией журнала Burda
«Ночами переводили немецкие термины, написали целый словарь, которым, к слову, до сих пор пользуются в Burda. Журнал должен был быть готов к 8 марта 1987 года... Потом выяснилось, что Энне Бурда (основатель издательства Burda — РБК) заключила договор с Союзом на издание переводного издания, а не совместного, был скандал, журнал вышел с нашим переводом, но без наших материалов. Презентация журнала проходила в немецком посольстве. Нас всех пригласили, но прямо в день презентации. Мы были не готовы, в будничной одежде, а Энне Бурда встречала всех роскошно одетая и в колье из крупного жемчуга. Я очень смущалась, чувствовала себя замарашкой... Тем не менее, с новой редакцией «Бурды» у нас сложились дружеские отношения».
О лицензиях и «формате»
«Лицензионный журнал — это купленный проект. У нас сейчас кругом лицензионные продукты, не только в прессе, но и на телевидении, в кино, в других сферах жизни. Всем правит формат! И это очень обидно. Я не считаю правильным насаждать русские сарафаны и национальную вышивку. Я просто считаю, что нельзя жить, целиком ориентируясь на Запад. У нас есть свои особенности — климатические, ментальные, психологические, у нас есть свои привычки, в том числе и в одежде. И не учитывать это нельзя. И, конечно, жаль, что утрачено многое из того ценного, что была накоплено в нашей стране — и с точки зрения создания одежды, и с точки зрения журналистики».
Об отечественном журнале мод и о «своем»
«Когда я ходила по инстанциям и умоляла помочь «Журналу мод», у которого на тот момент не было здания, я повторяла одну и ту же фразу: «За державу обидно». Мы не ценим своих прекрасных дизайнеров и мастеров — нам подавай по-западному. Наверное, поэтому у нас до сих пор нет своего журнала о моде. Зато есть чужие: пускай они хорошо сделаны, пускай у них есть вкус, но они не отражают нашу культуру».
«Когда мы перестанем одеваться во все импортное, обязательно вернется национальный журнал мод!».