Выход в SVET: что такое гастрономический театр и как он устроен
. Мы сходили на премьерный спектакль и делимся впечатлениямиГастрономический театр SVET в Подкопаевском переулке на «Китай-городе» предлагает своим гостям уникальный для столицы опыт: сочетание изысканного ужина с представлением в виде панорамной видеопроекции в формате 360 градусов. РБК Life рассказывает, как это проходит и, главное, кто это придумал.
Пространство света в темноте
«Добро пожаловать в театр SVET», — приветствует у дверей высокая красавица в вечернем платье. Если вы еще не успели осознать, что через двадцать с лишним минут начнется приключение в другой реальности, то это был знак. За следующей дверью — сумрачное помещение с двумя рядами парных столиков, окруженных четырьмя стенами, предназначенными для проекции видеоряда. Что именно будут показывать, гость узнает чуть позже. А пока нужно расположиться в кресле, которое поворачивается на 360 градусов для лучшего обзора, и немного подождать. Оглядевшись внимательно, вы начнете догадываться, что устройство зала практически копирует рассадку в вагоне-ресторане легендарного «Восточного экспресса»: рядом будет столик соседей, но на достаточном расстоянии, чтобы не переживать за сохранность интимной обстановки во время спектакля.
Эпоха пересечения жанров устанавливает новые правила. Мем «Кроссовер, о котором мы так мечтали» относится не только к миру кино, но и к другим сферам развлечений и услуг. Вот уже тематические ужины перешли в разряд привычного времяпрепровождения, также как и фестивальные мероприятия, где можно порадовать себя новыми сочетаниями вкусов в сетах от именитых шеф-поваров, или chef's table, представляющие бенефисы мастеров гастрономического мастерства. Приходится постараться, чтобы удивить искушенного гостя.
Команда концепт-шефа Станислава Песоцкого и режиссера-постановщика Сергея Глазкова нашла способ добавить к московским развлечениям что-то необычное и увлекательное. Не новое, но обновленное: гастрономические спектакли, например, были привычным досугом для публики начала XX века, проводившей досуг в кабаре, где ужины сопровождались развлекательной программой из живых выступлений артистов, которые проникают в ресторанную зону, дефилируя между столиками и вовлекая гостей в свое представление. В XXI веке этот формат обрел несколько другое воплощение — более технологичное.
SVET — это прежде всего пространство, что подчеркивается в его интерьере. Преимущественно темные оттенки в оформлении обслуживают не только концепцию шоу (спектакль в полумраке), но и намекают на эксклюзивность и даже элитарность события. Участие в нем — своеобразный ритуал, который позволяет приобщиться к таинству и особенному торжеству. Масонская ложа, закрытый клуб, тайное общество — вот ассоциации, которые приходят в голову при посещении театра. Не зря SVET находится на цокольном этаже, а сам концепт похож на парадокс. Но именно свет играет в этом затемненном месте главную роль — это он запускает зрелище.
Виновны
Guilty Show — премьерный спектакль театра SVET, вдохновленный «Божественной комедией» Данте Алигьери и пропитанный пафосом «Восточного экспресса» Агаты Кристи. Режиссер Сергей Глазков, композитор Денис Пекарев, концепт-шеф Станислав Песоцкий и шеф-бармен Александр Литвинов предприняли удачную попытку объединить симфонический размах и театральный пафос с гастрономическим опытом. Гости становятся неотделимы от представления через непосредственное иммерсивное взаимодействие. SVET и сет-меню в его основе подсказывают зрителю правила этой своеобразной игры.
В зрительном зале плотный полумрак. Над столиками, обеспечивая минимальную видимость, кружит проекция абстрактных узоров: разглядеть комплимент от шефа легко, соседа по столику — с усилием. Словно тени, вокруг кружат официанты в сером облачении — к каждому столику прикреплены двое. Они предложат аперитивы и проинструктируют на важный случай. Во время шоу официанты выступят как конферансье и расскажут, какая глава представления начинается, что за блюдо ее сопровождает и какие смыслы она передает.
Начинается представление. При помощи световых проекций из многочисленных незаметных глазу аппаратов под потолком зрителю предлагают занять места в «экспрессе» (похожем на тот самый «Восточный», где произошло убийство, описанное Агатой Кристи) и отправиться в путешествие. Приятный голос рассказчика из динамиков приглашает исследовать вечные темы нашего мира, будоражащие общество: богатство, секс, праздность, власть и эго. Эти точки опоры в гастрономическом спектакле служат названиями для основных эпизодов шоу с подачей блюд. Вокруг них строится сюжет, раскрывать подробности которого в деталях мы не будем: спойлеры важны для гастрономического спектакля так же, как и для любимого сериала.
В сердце всего представления — северная эстетика. А именно нордик — одно из самых перспективных гастрономических направлений последних десятилетий. Об этом в один голос твердят лучшие шеф-повара всего мира, а Станислав Песоцкий прекрасно разбирается в северной гастрономической философии. Среди ее принципов — приверженность к умеренности, бережное использование сезонных продуктов с сохранением их природных вкусов и сбалансированность ингредиентов. Блюда нордик-кухни создают ассоциативный ряд, уносящий в Скандинавию: фьорды, ледники, озера, леса с можжевельником, хюгге. В сочетании с новейшими технологиями аутентика расцветает в удивительное вкусовое воплощение.
Но шоу театра SVET закладывает в каждое блюдо образы, которые связывают гастрономический опыт с происходящим вокруг — напрямую или завуалированно. Основные ингредиенты этого путешествия — гребешок, древесный гриб, северная креветка, оленина, треска, ягель. Авторы шоу прекрасно соотнесли их с сюжетом. Так, главу «Деньги» раскрывают тартар из двух видов мяса с черной икрой и сусальным золотом. «Секс» воплощен сочетанием северной креветки, древесного гриба и кокосового молока с нежным кремом из цветной капусты, скрывающим еловое масло на дне тарелки. «Эго» олицетворяют мороженое из гибискуса и сливочный мусс из бузины с соленой карамелью под молочным чипсом, в изготовлении которого используется безлактозное молоко. К слову, все меню безлактозное, есть и веганский вариант гастрономического сета.
Что будет дальше
SVET открылся 9 июня — относительно недавно по меркам гастрономических событий в столице, а Guilty Show не станет единственным событием в его стенах. Команда театра уже активно разрабатывает новую постановку, в которой будет задействовано больше артистов и больше иммерсивной составляющей. От совсем молодой аудитории проект тоже не собирается отказываться, планируя зимой начать детскую программу, с которой сложнее всего: нужно учесть массу нюансов — от специфических предпочтений до медицинских ограничений, но концепция уже сложилась.
По словам операционного директора Дарьи Ивановской, каждое представление SVET привлекает столько гостей, сколько есть мест в «экспрессе». Дебютное Guilty Show проходит каждый вечер, с новым шоу театр намеревается делать по два представления ежедневно. Отчего этот спрос — нетрудно догадаться. Необычная концепция, привлекательная и модная нордическая кухня и особенная атмосфера, уводящая на время из городской суеты в другой мир, — очевидные тому причины.