Вышел третий сезон «Утреннего шоу»: почему это кривое зеркало новой этики
. Как сериал критикует актуальные социальные тезисы и почему это хорошоНовый сезон сериала «Утреннее шоу» вышел на стриминге Apple
На стриминге Apple TV+ показывают новый сезон «Утреннего шоу». Стартовавший в 2019-м году сериал Джея Карсона, политического консультанта «Карточного домика» и бывшего пресс-секретаря Хиллари Клинтон, быстро нашел своего зрителя благодаря блестящему актерскому составу в лице Риз Уизерспун, Дженнифер Энистон, Стива Карелла и Билли Крудапа. Но больше ажиотажа «Утреннее шоу» добилось усилиями самого Карсона, который никогда не гнушался остросоциальных тем, бесстрашно опровергал неприкосновенность новой этики и откровенно высмеивал лицемерие современной индустрии развлечений.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как «Утреннее шоу» переосмысляет сегодняшнюю действительность.
Служба новостей
Главная героиня сериала Алекс Леви (Дженнифер Энистон) — ветеран утренней новостной программы, транслируемой на нью-йоркском телеканале UBA, — оказывается в центре сексуального скандала после того, как ее соведущего и по совместительству лучшего друга Митча Кесслера (Стив Карелл) обвиняют в харассменте.
После того как Митч оказывается за бортом, Алекс впадает в панику и всеми силами пытается обелить собственную запятнанную репутацию. Ситуация усложняется, когда в качестве новой соведущей Алекс предлагают провинциальную репортершу Брэдли Джексон (Риз Уизерспун), ставшую звездой соцсетей после резкого высказывания в прямом эфире. Новый глава UBA Кори (Билл Крудап) убежден, что только Брэдли сможет обеспечить телеканалу стабильно высокие зрительские просмотры.
Ни для кого не секрет, что сюжетная завязка «Утреннего шоу» стала своего рода рефлексией Карсона на события 2017 года: сексуальный скандал вокруг голливудского продюсера Харви Вайнштейна и актера Кевина Спейси, последующая активизация четвертой волны феминизма, появление движений #MeToo и Time's Up.
Однако мало кто знает, что у персонажа Митча Кесслера есть реально существующий прототип в лице Мэтта Лауэра, бывшего ведущего телепередач Today и Today in New York, выходящих на канале NBC. На фоне социальных волнений 2017 года сразу несколько сотрудниц NBC публично обвинили Лауэра в домогательствах и превышении должностных полномочий, в результате чего ведущий был уволен. Руководство канала неоднократно пыталось замять эту историю, как и свою связь с делом Вайнштейна, однако обвинений против Лауэра было слишком много.
При этом поговаривали, что «внутрянка» NBC все это время прекрасно знала о том, что происходит, но продюсеры упорно покрывали любимца публики. Примечательно, что еще в начале нулевых супруга Лауэра — модель Аннет Роке — подала на развод в связи с «психологическим и эмоциональным насилием» в семье, однако тогда на этот факт никто не обратил внимания.
То, что завязка «Утреннего шоу» основана на телевизионном секс-скандале NBC, подтверждает и явное внешнее сходство Мэтта Лауэра с исполнителем роли Митча Кесслера Стивом Кареллом. Впрочем, дальнейшая судьба персонажа шоу никак не резонирует с жизнью самого Лауэра, а многие шокирующие повороты первого сезона, к счастью, обошли стороной офис канала NBC. Важно понимать, что сам Карсон никогда открыто не раскрывал источники своего вдохновения — по вполне понятным причинам. Связь «Утреннего шоу» с увольнением Мэтта Лауэра является лишь домыслом, пусть и с рядом резонных факторов.
Голос поколения
Несмотря на достаточно четкую позицию общества в отношении людей, причастных к случаям харассмента, Карсон не стремится преподать своим персонажам моральный урок или очернить их еще больше. Напротив, он пытается проникнуть в сознание опьяненных властью мужчин, максимально обнажить их перед зрителями, в конце концов, показать, что за каждым Митчем Кесслером в подобных историях скрывается не монстр, но самый обычный человек, утративший связь со своим моральным компасом.
Этот шаг, достаточно рискованный в период торжества новой этики, вызвал широкий резонанс среди аудитории «Утреннего шоу». Некоторые критики вполне оправданно обвинили Карсона в попытке усидеть на двух стульях. С одной стороны, он педалирует основные тезисы феминистского движения, выставляя во главу угла сериала двух сильных женщин-телеведущих, опытного ветерана и перспективного новичка, каждая из которых прокладывает свой путь к заветной американской мечте. С другой стороны, Карсон чуть ли не оправдывает сексуальных абьюзеров, отказываясь лепить из них злодеев, давая им голос и даже собственную сюжетную арку.
На самом же деле шоураннер «Утреннего шоу» пытается быть своего рода центристом, отказываясь занимать ту или иную позицию. Карсон, который долгие годы сотрудничал со всем спектром демократической элиты США — от Билла и Хиллари Клинтон до Майка Блумберга и Гордона Дина, — буквально собаку съел на разного рода интригах и инсинуациях.
Карсон как никто знает, какими грязными могут быть политические игры, его уход из этого бизнеса — лишнее подтверждение тому, что он устал выбирать среди «правых» и «левых». Карсон убежден, что правда где-то посередине, а каждый светлый поступок имеет свое темное нутро. Этими жизненными постулатами не говорят, но живут его двуличные персонажи, вынужденные из раза в раз подстраиваться под новые повестки и ожидания аудитории.
Продолжение следует
К счастью, Карсон не ограничивается одной лишь темой харассмента в индустрии. После достаточно противоречивого первого сезона, исследующего развитие медиа во времена новой этики, последовал второй, приуроченный к эпидемии коронавируса, которая обернулась по-настоящему масштабным кризисом для телевидения и всей индустрии развлечений.
Сериал также охватывает достаточно болезненные для американцев темы этнической инклюзивности, которые открывают множество возможностей для национальных меньшинств и в целом снижают уровень дискриминации в системе, но также и вынуждают руководителей студий-гигантов, таких как, например, существующий внутри вселенной «Утреннего шоу» канал UBA, ориентироваться не на талант и профессионализм рекрутера, а на его пол, ориентацию, этническую принадлежность — проще говоря, исходные данные, которые должны существовать вне рабочего поля.
Впрочем, не все герои сериала готовы поддаться воле нового общественного видения: многие, в том числе и Кори, персонаж Билли Крудапа, продолжают акцентировать внимание на личности своих подчиненных.
В этом контексте фигура Брэдли Джексон, новой ведущей «Утреннего шоу», уроженки консервативного штата Техас, находящейся в вечной антагонизме с либеральными коллегами, получает совершенно новое прочтение, которое, по заветам Карсона, вопиюще противостоит новой системе ценностей.
Третий сезон «Утреннего шоу», стартовавший буквально несколько дней назад, ожидаемо рефлексирует на тему последствий пандемии: мирового локдауна и последующей всеобщей вакцинации, параллельно развивая начатую во втором сезоне арку со стриминговой лихорадкой, которая поглотила в том числе и UBA.
Линия Митча Кесслера, по слухам, получит весьма внезапное завершение, а новый персонаж шоу в исполнении звезды «Безумцев» Джона Хэмма по-настоящему встряхнет сюжет. Отсутствие третьего сезона «Утреннего шоу» в российском сегменте Apple TV+ также намекает на то, что в сериале могут быть затронуты темы военных конфликтов и непростой ситуации на политической арене.