Пейджеры в России перестанут работать. Вспоминаем культовый гаджет 1990-х
. Минцифры в России откажется от лицензирования пейджинговой связиМинцифры откажется от лицензирования пейджинга в России
Минцифры объявило о решении прекратить лицензирование пейджинговой связи в России. В проекте постановления правительства, который опубликован на портале проектов нормативных правовых актов, говорится, что технология пейджинга устарела. В министерстве уточнили, что по состоянию на июнь 2023 года в России не осталось держателей лицензии на пейджинговую связь.
«Технология персонального радиовызова (пейджинга) является устаревшей и в настоящее время на территории Российской Федерации полностью замещена технологией подвижной радиотелефонной связи», — говорится в пояснительной записке к проекту.
РБК Life решил вспомнить, что из себя представлял культовый гаджет 1990-х и как им пользовались.
Что такое пейджер
Пейджер (от англ. to page — «вызывать») — это приемник персонального вызова, сообщения на который передавались по пейджинговой сети. Каждому такому устройству присваивали индивидуальный код, который служил адресом. Таким образом информация поступала к нужному абоненту.
Впервые системой, похожей на пейджинг, воспользовались полицейские из Детройта на севере США. В 1921 году страж правопорядка и инженер создали устройство односторонней радиопередачи, которое установили в патрульной машине. Благодаря этому детективы, полицейские и патрульные могли передавать друг другу сообщения и координировать работу. Пионером в области беспроводной связи стал инженер Эл Гросс. В 1949 году инженер с лицензией радиолюбителя запатентовал первый пейджер. Его устройства впервые были использованы в Еврейской больнице Нью-Йорка.
Производителем-первопроходцем в этой области стала Motorola. В 1959 году компания выпустила продукт персональной радиосвязи, названный пейджером. Устройство небольшого размера содержало приемник, который доставлял радиосообщение только тем, у кого также был пейджер. Первым успешным потребительским пейджером стала модель Pageboy I, представленная в 1964 году. Она не имела дисплея, а также не сохраняла сообщения, но уведомляла пользователя звуковым сигналом о полученном сообщении.
Если первыми пейджеры взяли на вооружение сотрудники больниц и менеджеры, то вскоре ими обзавелись все, кто хотел быть всегда на связи. В начале 1980-х годов во всем мире насчитывалось 3,2 млн пользователей пейджеров.
Принцип работы
Сначала нужно набрать телефон оператора, сообщить номер или название абонента, а затем продиктовать сообщение. Оно поступает с компьютера оператора на пейджер-консоль. Затем сообщение кодируется и передается на базовый радиопередатчик. На пейджер оно поступит в промежуток от 15 секунд до 5 минут, в зависимости от времени суток и загруженности передатчика.
Получатель уведомляется о поступлении сообщения либо звуковым сигналом, либо вибрацией. Входящий номер телефона или текстовое сообщение затем отображаются на ЖК-экране пейджера.
Первые пейджеры не были оснащены экранами. Последующие модели получили небольшие дисплеи, куда выводились комбинации цифр. Каждая обозначала некую фразу. Например, 424 означала «Перезвони мне». Обладатели продвинутых моделей могли отправлять любое количество сообщений, от «Нужно увидеться» до «Спокойной ночи», используя набор цифр и символов.
Почему стал культовым
К 1994 году было более 61 млн обладателей этого гаджета. При его очевидных недостатках, таких как ограниченность длины сообщения, низкая скорость коммуникации и отсутствие подтверждения получения почты, у пейджеров было множество преимуществ:
- пейджинг гораздо дешевле, чем мобильная связь;
- удобен для вызова аварийных бригад при авариях на линиях электропередачи;
- подходит для оповещения о надвигающемся шторме;
- его невозможно отследить из-за отсутствия в нем передатчика;
- автономная работа до месяца.
Бюджетность такой связи подтверждают расценки, актуальные на 1995 год. Телефонный аппарат в России стоил $2500, еще $1500 составлял первый взнос, а также нужно было заплатить $500 за подключение. Итого — $5000. Самый бюджетный пейджер можно было приобрести у фирмы «РадиоПэйдж» за $199. Подключение к системе радиопоиска стоило около $20, а ежемесячная плата — от $25 до $45.
С этими устройствами ходили все: от политиков до звезд кино и музыкальной сцены. С пейджерами позировали на красных дорожках, а в рекламе гаджетов снимались актер Дуэйн Джонсон и рэпер Децл. Носили пейджеры на ремне брюк, вместо часов на руке или просто в кармане, куда тот легко умещался.
Из-за популярности гаджета под него стилизовали разные вещи. Например, в 1994 году в США выпустили газовый баллончик в виде пейджера.
Победа сотовой связи
Сотовая связь со временем становилась все более доступной широким слоям населения. Пейджинговые компании, пытаясь конкурировать, в 1999 году ввели ряд бесплатных услуг: прогноз погоды, курс валют и афишу. Но эти меры помогли лишь временно.
Motorola прекратила производство пейджеров в 2001 году. Однако на начало 2021 года в мире все еще использовалось около 2 млн этих устройств — по большей части представителями экстренных служб. Даже современные технологии не всегда могут конкурировать с надежностью пейджинга. В сотовых сетях все еще есть мертвые зоны. Кроме того, во время стихийных бедствий они быстро перегружаются, чего не происходит с пейджинговыми сетями.
В России последней компанией, оказывающей услуги пейджинга, была «Телекомт». В 2020 году у нее, по словам основателя Леонтия Огарка, еще было два постоянных клиента — Кольская АЭС и Центральная клиническая больница с поликлиникой.