Ученые обнаружили смену сезонов на Марсе. Сделать этот вывод помогла вода

. Марсоход зафиксировал сезонные разливы

Марсоход НАСА Curiosity обнаружил на планете следы сезонных разливов воды

Обновлено 10 августа 2023, 13:49
ESA / Getty Images
Фото: ESA / Getty Images

Ученые нашли новые доказательства того, что раньше климат Марса был совершенно иным. Если сейчас на планете холодно и сухо, в далеком прошлом на планете происходила смена сезонов и бывали наводнения. Такие выводы были сформулированы в новой статье, опубликованной в журнале Nature.

Уильям Рапин и его коллеги из французского Института астрофизики и планетологии в Тулузе проанализировали данные марсохода Curiosity, который работает в марсианском кратере Гейл в рамках миссии НАСА «Марсианская научная лаборатория» с 2012 года. На представленных фотографиях видно, что на поверхности кратера просматривается «узор» из шестиугольников. По мнению ученых, он возник из-за цикличных изменений погоды — от чрезмерной влаги (приливы, наводнения) до засухи. «Среда с циклами увлажнения и пересыхания считается важной, а возможно, и необходимой для добиологической химической эволюции», — подчеркнули авторы публикации.

Узор из трещин нашли между пластом, богатым глиной, и слоем, богатым солеными минералами — сульфатами. Глинистые минералы обычно образуются в воде, а сульфаты — по мере высыхания влаги. К тому же эти трещины расположены неглубоко, что означает — вода проникала всего на несколько сантиметров вглубь.

Ученые отметили, что изученный участок Марса сформировался около 3,6 млрд лет назад, в гесперийский период геологической истории Марса. Соответственно, в этот период и в этой местности возникали регулярные (возможно, сезонные) разливы воды с последующим высыханием.

В декабре 2022 года ученые из Аризонского университета обнаружили на поверхности Марса массивные скопления расплавленной породы — лавы. Им около 50 тыс. лет, что меркам изучения этой планеты совсем немного. По словам ученых, это открытие меняет все представление о Марсе. Ранее планета считалась практически мертвой из-за того, что остыла около 3 млрд лет назад. Проведенные позже исследования показали, что планета геодинамически активна. По словам планетолога Адриана Броке, это доказывает, что планета «жива».