День железнодорожника: когда отмечают в 2024-м
. История и традиции праздника в РоссииВ День железнодорожника поздравляют машинистов поездов, кондукторов, вагоновожатых, начальников вокзалов — всех тех, кто связан с железными дорогами, а таких в России более 1 млн человек. РБК Life рассказывает, на какое число эта дата выпадает в 2024 году и как появился праздник.
Содержание
Когда отмечают День железнодорожника
День железнодорожника в России отмечают ежегодно в первое воскресенье августа. В 2024-м дата выпадает на 4 августа.
В первое воскресенье августа аналогичный праздник также отмечают в Белоруссии, Армении, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Молдавии и Болгарии.
История праздника День железнодорожника
День железнодорожника — это один из самых старых профессиональных праздников России. Традиция чествовать работников железнодорожного транспорта появилась еще при последнем императоре. В 1896 году министр путей сообщения Михаил Хилков от имени Николая II издал приказ, которым «установил ежегодное празднование годовщины императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведующими железными дорогами в России» [1].
Так как именно при Николае I началось строительство и эксплуатация железных дорог, дату профессионального праздника железнодорожников связали с датой рождения императора — 25 июня (по старому стилю).
На деле же консервативный Николай I, как и его окружение, долго противился появлению железных дорог в России и считал это не более чем очередным развлечением (причем очень дорогостоящим). Считается, что императора переубедил австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. Он лично подготовил для Николая I записку, где обосновывал, почему в России нужно строить железные дороги. В 1835 году Герстнер встретился с императором лично.
Инженер хорошо понял характер и интересы Николая I и, наряду с аргументами за появление в России чугунки, также использовал слабости императора. Первая — самолюбие. У Европы есть железная дорога, а у России — нет. Так неужели русский царь не хочет доказать, что он не отсталый и дремучий? Вторая — боязнь Николая I революции и любовь к военному делу. Герстнер привел такой пример: Англия во время беспорядков в Ирландии за два часа перебросила войска из Манчестера в Ливерпуль для следования в Дублин [2]. Император в итоге согласился, что России нужна железная дорога.
Праздник железнодорожного ведомства отмечали вплоть до революции — его отменили в 1917 году почти на 20 лет. 30 июля 1935 года Иосиф Сталин произнес речь на приеме железнодорожников в Кремле [3]. Газеты, как полагается, назвали его выступление «историческим», а 30 июля с того года стали отмечать Всесоюзный сталинский день железнодорожников. Уже в 1940-е годы фамилию Сталина из названия убрали и перенесли празднование на первое воскресенье августа.
В 1980 году вновь изменили название профессионального дня — на День железнодорожника. Дата осталась прежней — первое воскресенье августа. Это же название с датой празднования действует и в современной России [4].
Традиции Дня железнодорожника
В царской России день железнодорожного ведомства был выходным для отраслевых учреждений: например, не работали билетные кассы. Поезда, впрочем, ходили по расписанию. В раннем СССР Всесоюзный день железнодорожника (за исключением периода войны) праздновали помпезно. Но день был скорее не для того, чтобы отдохнуть, а для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть важность труда, выполнения плана и переработок на благо страны.
В современной России в День железнодорожника работников отрасли поздравляет президент и различные ведомства. По всей стране устраивают концерты и спортивные мероприятия, в которых также участвуют будущие железнодорожники — студенты профильных учреждений.
С 2016 года ко Дню железнодорожника на Дальнем Востоке проводят массовый благотворительный забег «Достигая цели!». Вырученные средства направляют на лечение тяжелобольных детей. В 2024-м забег состоится накануне праздника — 3 августа (суббота) [5].
Интересные факты
- Первая пассажирская железная дорога в России появилась в 1837 году. 30 октября в Санкт-Петербурге торжественно открыли участок, соединивший Северную столицу с императорской резиденцией в Царском Селе. Около полудня от здания станции на Загородном проспекте отправился состав из восьми вагонов. В Царское Село он прибыл через 35 мин [6].
- Первая государственная железнодорожная магистраль России соединила Санкт-Петербург и Москву. Ее торжественное открытие состоялось в 1851 году. Первый поезд между городами шел 21 ч 45 мин. В 1855 году дорогу назвали Николаевской в честь императора Николая I [7].
- Сегодня Транссибирская магистраль, которая соединяет Москву и Владивосток, — одна из самых длинных железных дорог в мире. Ее протяженность — более 9 тыс. км. Транссиб опережает только маршрут Иу — Мадрид (более 13 тыс. км).
- Колея российских железных дорог (как и дорог в некоторых странах бывшего СССР) шире, чем в странах Западной Европы (около 1524 мм против 1435 мм). Так повелось еще со времен строительства Николаевской дороги.
- По данным Росстата, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России на 2021 год составляла более 87 тыс. км.
- Россия занимает третье место в мире по эксплуатационной длине железных дорог (на первом — США, на втором — Китай) и первое место по протяженности электрифицированных железных дорог [8].