Таможня назвала Barbie и Lego одними из самых подделываемых игрушек
. Как иностранные компании продолжают работать с российскими властями по защите своих правФТС: Kinder Surprise, Barbie и Lego оказались в числе самых подделываемых детских игрушек
В прошлом году таможня выявила более 1 млн контрафактных детских товаров, которые ввозились в Россию из-за рубежа. Среди наиболее часто встречавшихся подделок оказались игрушки под марками Angry Birds, Barbie и Lego
В прошлом году Федеральная таможенная служба (ФТС) России в рамках работы по защите интеллектуальной собственности выявила 1,2 млн единиц контрафактных товаров, которые предназначались для детей, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. На долю контрафактной продукции, относящейся к детям, по итогам года пришлось около 15% от всех выявленных таможней подделок — всего их было 8,2 млн единиц. Годом ранее ФТС не допустила к ввозу 7,2 млн единиц товаров из которых 2,3 млн приходилось на детские товары.
Среди наиболее подделываемых детских товаров оказалась продукция под брендами Angry Birds, Kinder Surprise, KinderJoy, L.O.L. Surprise!, Barbie, «Маша и Медведь», Hello Kitty и Lego, уточнил представитель ФТС. Детские контрафактные товары были выявлены в нескольких категориях — в частности, это кондитерские изделия, брелоки из дерева, косметические средства, конструкторы, куклы и детские машинки.
Как в России борются с контрафактом
«Взрывного роста контрафакта в детской продукции мы не наблюдаем, но после того как иностранные производители начали приостанавливать деятельность на российском рынке, а механизм параллельного импорта стал работать и менять логистику дистрибуции, вход на теневой рынок стал значительно проще, и он, к большому сожалению, растет», — сообщила РБК президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина. По ее словам, на рынке детских товаров, который оценивается в России примерно в 1 трлн руб., около 11% продукции охраняется законом в качестве интеллектуальной собственности и нарушения требований в этом сегменте встречаются примерно у 43%. В прошлом году ассоциация отмечала по некоторым категориям детских товаров увеличение нарушений обязательных требований к продукции, но в большей степени это касается безопасности продукции, добавила Цицулина.
В прошлого году в феврале, после начала специальной военной операции на Украине, свою деятельность в России временно прервали или полностью остановили многие иностранные компании, в том числе специализирующиеся на продукции для детей. Чтобы обеспечить рынок привычными потребителям товарами, Минпромторг уже в марте включил игрушки в перечень товаров параллельного импорта: на них не распространяется ответственность за ввоз в страну оригинальных товаров без согласия правообладателя, что ранее было под запретом. В этот список попали, к примеру, товары от Hasbro (в частности, выпускает «Монополию» и My little pony) и Mattel (Barbie), а позднее Lego.
До того как власти разрешили ввозить в Россию товары без согласия правообладателей, многие производители активно принимали меры для защиты своих брендов и предотвращения появления контрафактных товаров на рынке, напоминает управляющий партнер юридического агентства IQ Technology Александр Логунов. Компании сотрудничали с регулирующими органами, проводили мониторинг и поддерживали контроль над цепочками поставок. «С введением параллельного импорта и переходом к новым моделям распространения товаров на рынке появилось большое количество новых поставщиков и продавцов, за которыми не стоят известные бренды розничных сетей, продающих детские товары», — объясняет он.
Сейчас зарубежные правообладатели, даже ограничившие работу в России, продолжают быть заинтересованными в защите российскими таможенными органами своих интеллектуальных прав, следует из ответа ФТС. В 2022 и 2023 годах фирмы, специализирующиеся на производстве детских товаров, не подавали заявления на исключение из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), уточнили в ведомстве.
В целом же на 24 мая, по данным ФТС, в реестре зарегистрировано 6,2 тыс. объектов интеллектуальной собственности (1,6 тыс. из них со статусом «действующий»), права на которые принадлежат как зарубежным, так и российским компаниям. На текущий момент 323 таких объекта, которые могут использоваться правообладателями для индивидуализации детских товаров и находятся в действующем статусе, принадлежат 49 российским и 76 зарубежным правообладателям. В прошлом году таких объектов интеллектуальной собственности со статусом «действующий» в категории детских товаров было 362, а правообладателями — 39 российских и 93 зарубежных владельцев.
Как уточняет патентный поверенный и управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков, защита прав компаний, которые заявили о своем уходе либо действительно ушли из страны, осуществляется в обычном порядке, за исключением тех брендов, что внесены в список Минпромторга для товаров, разрешенных к параллельному импорту. «Права по-прежнему признаются и защищаются, таможня арестовывает контрафактный товар, уничтожает его, а суды взыскивают компенсации в пользу правообладателей», — говорит он.
РБК направил запрос в компании-производители — Lego, Sanrio, Mattel, Disney, MGA Entertainment, Rovio, Ferrero и «Студию Анимаккорд».