Что известно об иконе «Троица» Андрея Рублева и где она сейчас
. 12 июля РПЦ и Минкульт утвердили ее передачу церкви«Троица» Андрея Рублева перешла в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавры: что известно об иконе
Икону «Троица» Андрея Рублева передали в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавры сообщает РБК. Церемония утверждения договора с Государственной Третьяковской галереей состоялась 12 июля. Документ подписали патриарх Кирилл и министр культуры Ольга Любимова. Предстоятель РПЦ назвал это событие историческим.
«Историческое событие совершилось, мы сегодня символически свидетельствуем о том, что страна живет в иное время, в иную эпоху. Прошло — надеемся, безвозвратно — то время, когда святыни изымались из церкви, и наступило время, когда церкви возвращаются святыни, даже представляющие огромную культурную, историческую ценность», — заявил патриарх.
С 3 июня икона находилась в храме Христа Спасителя.
Где она сейчас и в каком состоянии — РБК Life собрал все, что известно о шедевре русского искусства и его будущем.
Что случилось
15 мая 2023 года в РПЦ сообщили, что Владимир Путин решил вернуть ей икону «Троица» Андрея Рублева «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих». Сейчас икона находится на хранении в Третьяковской галерее в Москве. В течение года икона будет выставлена в храме Христа Спасителя, а затем займет место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, следует из сообщения.
В Кремле объяснили передачу РПЦ иконы Рублева «Троица» ее святостью для россиян. «Главным образом речь идет о гуманитарных соображениях. Для верующих это является большой святыней, укрывать которые в фондах музеев не совсем отвечает чаяниям», — заявил пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков.
Искусствоведы и специалисты по древнерусскому искусству называют икону «тяжелым больным» и считают, что ее перевозка грозит «полной катастрофой и гибелью». В РПЦ же обещают «хранить «Троицу» не хуже других».
История иконы «Троица»
«Троица», или «Гостеприимство Авраама», — одна из самых известных икон в мире. Авторство Андрея Рублева официально подтверждено, однако точная дата создания «Троицы» до сих пор неизвестна. Историки считают, что иконописец мог создать икону либо в 1411 году, либо в течение 1420-х годов. На сайте самой Третьяковской галереи, в которой с 1929 года хранится икона, указаны приблизительно 1425–1427 годы.
Размер иконы — 142×114 см. Автор использовал для ее написания яичную темперу. Основой послужила липовая доска, загрунтованная левкасом — это меловой клей на основе льняного масла. В 1600 году Борис Годунов приказал покрыть ее олифой. С течением времени она темнела, поэтому изображение периодически обновляли поверх старого.
Почти 500 лет икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1575 году Иван Грозный преподнес золотой оклад (накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску. — РБК Life), в который поместили «Троицу». Позднее были также «накладки» с драгоценными камнями и серебряные — они практически полностью закрывали икону, видны были лишь лики и руки ангелов.
В 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР «Троицу» передали в Государственную Третьяковскую галерею. Икону планировали представить на временной выставке древнерусского искусства, но выставка не состоялась. С тех пор «Троица» оставалась в Третьяковке.
Стены музея икона покидала лишь дважды. В годы Великой Отечественной войны «Троицу», как и многие другие экспонаты, пришлось эвакуировать в Новосибирск. Затем уже в 2022 году ее впервые перевезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру на празднование 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского.
Упоминаются также богослужения в честь праздника Святой Троицы в храме Святителя Николая в Толмачах. Туда «Троицу» предоставляли ежегодно с 1997 года, однако эта церковь обладает статусом домовой церкви при Третьяковской галерее.
Сюжет иконы «Троица»
В основу изображения лег каноничный ветхозаветный сюжет об Аврааме и его жене Сарре. К ним явился Бог в виде трех ангелов. Таинственных путников усадили за стол с разными яствами. Позднее за свою доброту Авраам был удостоен откровения о скором рождении у него сына Исаака.
«Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли...»
(Бытие, 18:2)
Иконописец Рублев же несколько иначе интерпретировал сюжет и отказался от традиционных повествовательных деталей. За столом лишь гости — три ангела, а перед ними вместо разных блюд лишь одна чаша. Таким образом, стоящий перед иконой будто становится принимающим ангелов. Главное здесь — их безмолвное общение, писал автор труда «Предстоя Святой Троице», исследователь древнерусской иконы Борис Раушенбах.
«Появление в XV веке «Троицы» Рублева не было следствием постепенного развития, это был скачок, нечто взрывоподобное. С поразительной смелостью художник совершенно исключает сцены гостеприимства, убирает все дольнее. Стол более не уставлен «столовыми приборами» по числу вкушающих персон — это уже не совместная трапеза, которая может сплотить членов единого товарищества, а евхаристия, объединяющая не в товарищество, а в Церковь. Рублеву удается сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат», — отмечал Раушенбах.
Икону по праву считают одной из самых загадочных в православной церкви благодаря еще одной интересной детали. Рублев нарушил один из законов иконописи. Обычно какая-либо из фигур обязательно смотрит на молящегося. Например, если младенец смотрит на Богородицу, то Мария будет смотреть на верующего. На «Троице» же все ангелы обращены друг к другу. Таким образом, получается круговая композиция иконы — как символ единства, нераздельности, троичности Бога.
Значение иконы «Троица» в культуре и религии
РПЦ просила передать ей икону еще с начала 1990-х годов. В ноябре 1993 года на открытии восстановленного храма Казанской иконы Божией Матери президент Борис Ельцин заявил, что «Троица» Рублева вернется православной церкви. Однако после протестов историков и искусствоведов, основным аргументом которых были особые условия содержания «Троицы», от этой идеи отказались. Икона осталась в музее.
В 2007 году «Троица» временно переехала из здания Третьяковки в Лаврушинском переулке на Крымскую набережную на время выставки «Европа — Россия — Европа». По итогу на иконе обнаружили повреждения в виде осталивания грунта и красочного слоя, растрескивание основы и расхождение досок по стыкам. Специалисты занимались реставрацией больше года.
В мае этого года патриарх Кирилл, как рассказал он сам, просил предоставить РПЦ «Троицу» только на две недели. Священнослужитель хотел, чтобы верующие православные совершили поклонение образу на Троицын день, 4 июня. В ответе администрации президента говорилось, что икону решили окончательно передать церкви.
15 мая, когда стало о решении Владимира Путина вернуть «Троицу» в РПЦ, музейщики заговорили о высокой цене такого решения. Специалисты напомнили, что на иконе было обнаружено «61 существенное изменение», после того как ее отправили на богослужение в Троице-Сергиеву лавру.
В оценке, которую опубликовала искусствовед Ксения Коробейникова, сообщалось, что икона получила «многочисленные шелушения красочного слоя», пять из которых признали аварийными. Указывалось, что они возникли из-за «резкого перепада температурно-влажностного режима», поскольку «Троица» была установлена в неклиматической выставочной витрине. Эксперты вынесли вердикт, согласно которому последствия неправильного хранения иконы «серьезны и могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника».
В ответ руководство Третьяковки попросило воздержаться от «каких‑либо преждевременных оценок и выводов». В галерее указали, что документ опубликовало неофициальное лицо. Там напомнили, что икона находится под наблюдением специалистов музея.
Новый директор Пушкинского Елизавета Лихачева раскритиковала передачу «Троицы» РПЦ. Она предупредила, что икона Андрея Рублева «может быть просто утрачена, может развалиться на части». Лихачева назвала «Троицу» «главным русским вкладом в христианскую иконографию». Она напомнила, что икона «никогда не была представлена как чудотворная» и основное в «Троице» не религиозное, а искусствоведческое значение.
Заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, член комиссии по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры, доктор искусствоведения Лев Лифшиц заявил, что икону «категорически нельзя трогать и перевозить». По его словам, «все это грозит полной катастрофой и гибелью памятника».
Солидарен с этими мнениями и заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева по научной работе, доктор искусствоведения Геннадий Попов. Эксперт заявил о наличии у иконы множества «хронических заболеваний». Попов настаивает, что необходимо создать специальную капсулу, в которой «Троица» будет храниться неподвижно и будет защищена от любых внешних воздействий, в том числе от погодных и климатических изменений.
В Третьяковской галерее прошло расширенное заседание реставрационного совета, в котором принимали участие эксперты Третьяковки и других музеев. Эксперты заключили, что «Троицу» нельзя забирать 4 июня, как это планировалось ранее. Искусствоведы заявили о «нестабильном» состоянии иконы.
«Икона «Святая Троица» Андрея Рублева не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника», — говорится в протоколе заседания.
В РПЦ согласились с тем, что во главе угла «должен стоять вопрос сохранности святыни». По словам главы экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерея Леонида Калинина, диалог между церковью и музеем идет «в добросовестном ключе» и это говорит о том, что обе стороны понимают огромную ответственность за «великий памятник мирового значения, коим является икона «Троица».
Калинин заявил, что нужно создать «специальную защитную капсулу, в которой может быть инертный газ, где икона будет прекрасно себя чувствовать, где не будет опасности повреждений, грибков, перепадов температуры и влажности».
Сейчас икона на хранении в Третьяковской галерее в Москве. Возвращение «Троицы» поставлено на особый контроль патриарха, подчеркнул Калинин. В Минкультуры 26 мая сообщили, что икона «Троица» Андрея Рублева будет выставлена 4 июня в храме Христа Спасителя. Позже ее отправят на реставрацию.