«У нас воспитанные парни». Создатели ЧБД — о съемках и обидчивых гостях
. Максим и Дарья Морозовы раскрыли подробности съемок шоу и переезда на VKСоздатели ЧБД — о съемках и обидчивых гостях: «У нас воспитанные парни»
После годового перерыва одно из самых популярных шоу рунета — «Что было дальше» — вернулось в онлайн, но уже на новой платформе «VK Видео». Премьеру выпуска с участием видеоблогеров Богдана Лисевского и Хасбика посмотрели более 77 млн человек. В соцсетях пошли разговоры о накрутках, к смене площадки возникли претензии.
РБК Life задал вопросы о переезде, переменах и о многом другом шоураннерам проекта — Максиму и Дарье Морозовым.
— С 1 апреля этого года шоу ЧБД переехало в VK. Новость была резонансная. Когда и как поступило предложение перейти на эту платформу?
Максим: В начале марта этого года Нурлану Сабурову позвонили ребята из VK и предложили встретиться, чтобы обсудить переходные условия. Он сразу написал об этом в общий чат команды: «Если интересно, то давайте встретимся, обсудим». Мы решили сначала снять выпуск, так как он был запланирован, а потом встретиться.
Это было за день до съемки нового выпуска. Если посмотреть его, то там нет никаких отсылок к VK, потому что мы еще не знали, что сменим площадку.
Дарья: Ребята из VK активизировались, когда увидели сторис в аккаунтах команды с надписью ЧБД со ссылкой на покупку билетов. Они поняли, что мы возобновили съемки.
— Какие-то площадки, кроме VK, предлагали сотрудничество?
Дарья: Нет, таких предложений не поступало.
— Как резиденты отреагировали на решение в пользу переезда?
Максим: Мы всегда все обсуждаем, и если кому-то не нравится, то мы стараемся просто этого не делать. Нет такого, что я говорю: «Ставлю вас в известность, что будет так, потому что я продюсер». Это было общее решение.
— Вы год ничего не снимали. Это был просто долгий отпуск?
Максим: Да, именно перерыв. Еще в сентябре 2021 года, когда у нас была съемка, по-моему, с Евгением Понасенковым (видеоблогер и публицист, Минюст признал его иноагентом. — Прим. РБК Life). И когда я с пятой панической атакой за день закончил ее, то понял: точно нужен перерыв! Честно, я не знал, как дожить до конца 2021 года.
Дарья: Дело в том, что в том году мы занимались двумя проектами одновременно: ЧБД и «Королевские кобры» с Настей Ивлеевой. Мы просто физически очень устали.
— При этом ходили разные слухи, что шоу закрылось…
Дарья: Да, но к нам почему-то никто не обращался за комментариями. Мне позвонили лишь из одного интернет-ресурса после того, как Ксения Собчак заявила, что ЧБД закрывается из-за монетизации. И вот тем журналистам я сказала, что это все ерунда — ничего подобного не происходит.
— Как первые впечатления? Аудитория VK отличается от публики в YouTube?
Максим: Я не думаю. Мы никогда не делали шоу для определенной аудитории. Когда мы три года назад пришли на YouTube как на самую популярную в то время площадку, мы понимали, что размещаем программу, которая работает по законам не блогосферы, а по правилам, по которым создаются шоу.
Дарья: На тот момент YouTube нам очень подошел, потому что он был платформой с минимальной цензурой. Не было ограничений по форматам и темам для юмора. А ребята, как известно, прилично матерятся. Плюс у шоу нет какого-то конкретного игрового формата, который так нужен на ТВ.
Стоит добавить, что наш проект подтянул на платформу приличное количество людей — в последний год просмотры одного выпуска в среднем составляли порядка 25 млн. В конце первого — начале второго года к нам стали подключаться зрители из регионов. Если шоу интересное, то аудитория будет всегда — независимо от площадки. Поэтому мы не почувствовали какой-то разницы. Мы не переживали, что нас забудут и не будут смотреть.
— По какому принципу отбирали героев первого выпуска на VK, которыми стали Богдан Лисевский и Хасбулла Магомедов?
Максим: Мы давно обсуждали возможность снять Хасбика (популярный видеоблогер из Махачкалы. — Прим. РБК Life) — он очень необычный и интересный герой. Но никак не срасталось. В результате помог наш друг — спортивный журналист Адам Зубайраев. На тот момент у Хасбуллы было много запросов от различных российских шоу, но его менеджмент всем отказывал. С ЧБД же нам довольно быстро дали зеленый свет, потому что довольно много людей из окружения Хасбуллы знало и смотрело шоу.
А с Богданом Лисевским мы знакомы еще с 2017 года. Сейчас вместе работаем над его шоу «Плюшки». Еще год назад мы поняли, что Богдан станет классным персонажем для первого выпуска после перерыва. Он молодой перспективный комик, который в тренде сейчас.
— Первый выпуск посмотрели более 77 млн человек. Премьеру на VK даже обвиняли в накрутках. Как вы можете это прокомментировать?
Дарья: У нас нет никакой информации про накрутки.
— Почему вы ничего не стали менять в концепции самой программы?
Максим: Все классические ситкомы всегда существовали по принципу того, что один раз придумал концепцию, заставку, декорации, и они всю жизнь на тебя работают. А вот когда ты меняешь что-то, то это уже проблема. Это же очень узнаваемые и запоминающиеся части шоу. Нет, мы периодически что-то меняем. Дорабатываем какие-то мелочи. Внимательные зрители увидят изменения в заставке нового выпуска.
Дарья: Если бы мы поняли, что есть какие-то проблемы в движке из-за площадки, мы бы ее сменили. Но мы даже место съемок не меняем — это ресторан Blanc. Там уже все так по-домашнему, удобно. Сначала снимали одну комнату, а теперь почти все помещение.
— Сколько обычно длятся съемки одного выпуска?
Максим: Сутки. Утром ребята заезжают, ставят свет, камеры. Затем мы с Дашей — чтобы это все контролировать. И примерно в 5–6 вечера начинается чек с ребятами.
— Всегда ли герои соглашаются на участие, понимая, что их могут, мягко говоря, высмеять?
Дарья: Конечно, отказы бывают. Кроме того, после выпуска с Олегом Майами у шоу появилась не совсем правильная слава. Якобы ты туда придешь, и тебя пошлют на три буквы. Нас даже называли гопкомпанией, но это совершенно не так.
Максим: Изначально шоу задумывались как storytelling. Но дело в том, что большинство гостей даже не готовятся, выходят на сцену и ничего не могут рассказать. И парни начинают над этим прикалываться. На первых же локальных проверках формата шоу стало понятно, что это и станет основным движком шоу.
Дарья: Отсутствие комплиментов в адрес героев — еще одна причина, по которой мы выстрелили, потому что на тот момент были только доброжелательные шоу. Неважно, хороший ты артист или плохой, но если тебя позвали на программу, тебе точно скажут: «Блин, круто, у тебя вышел альбом. Ты такой классный». А это ужасно скучно.
Максим: Все, кто приходил к нам подготовленным, реально были клевыми гостями. И если говорить о том, что многие большие артисты боятся, то я не помню ни одного случая, когда после выпуска ЧБД уважаемый артист ушел от нас с каким-то негативом, в плохом свете. Кроме того, из-за объема аудитории у тебя в любом случае начинается новый виток в карьере.
Дарья: Например, у нас был Михаил Шуфутинский, и он оказался крутым гостем.
Максим: Еще Богдан Титомир (он был дважды), Тимати… Ну, кстати, в первый год шоу мы думали, что Тимати лучше не приглашать, так как это будет странно. Тогда еще муссировалась тема с дизлайками после выхода клипа с Гуфом «Москва». Но он пришел к нам и довольно долго вел себя закрыто. А во второй половине шоу ребята его прям «пробили», и Тимати открылся, хорошо рассказал историю и пообщался с ведущими.
Дарья: Если в непринужденной обстановке вести себя как обычный человек и быть частью коллектива, то все будет хорошо. Представьте, что вы приходите на кухню в незнакомую компанию, вам дают слово, и вот как вы себя проявите и поведете — от этого зависит, примет вас компания или нет.
Максим: Анастасия Волочкова, например, оказалась шикарной! Владимир Винокур, Григорий Лепс… Хотя многие говорят: «Там комики впятером нападают». Никто не нападает. Ты приходишь и просто можешь посоревноваться в остроумии, а можешь просто подготовиться и рассмешить всех самоиронией.
— А если остроумия нет?
Максим: Неважно! Пусть у тебя будет хорошая история. Инструментов много, просто будь открытым человеком — без медийной маски, и все. Никто тебя убивать там не будет. Кстати, были очень остроумные гости, но истории, наоборот, у них были не очень. Поэтому у нас в программе всегда два гостя.
— Были случаи, когда гость просил не выпускать запись?
Максим: Так было с Егором Кридом. Когда он был у нас впервые, он просто не понял, куда пришел. Видимо, с другого шоу сразу приехал к нам. Да и в целом выпуск получился каким-то скомканным. «А почему со мной так общались? Я же Егор Крид», — спросил Егор после шоу. Мы вели долгие переговоры. В итоге программа вышла. Но больше такие случаи не повторялись. Мы обычно объясняем, в чем суть. Во всяком случае будущий герой просто может посмотреть выпуски.
— Гости просят какие-то темы не трогать?
Максим: Чаще всего это семья.
Дарья: Все боятся, что по какой-то причине ребята начнут говорить про их матерей. Но у нас воспитанные парни. Они шутят только про то, что ты вот буквально сейчас сказал. У нас нет цели откапывать какие-то факты. Но если гость просит вырезать какую-то несущественную мелочь, то мы обычно идем навстречу.
Максим: Наверное, самым щепетильным был Евгений Понасенков. Вместе с ним и его помощником мы подписывали договор. Он попросил отдельный стул, а также чтобы ребята были одеты нормально — не в толстовках и джинсах.
Потом он очень переживал по поводу выпуска, просил посмотреть монтаж, убирал какие-то куски. Там много в итоге вырезали. Он такой: «Это оскорбление!» Я ему: «Это шутка». Но он стоял на своем. Но он такой человек.
— Кто входит в вашу креативную команду?
Максим: Мы с Дашей, шоураннеры, придумываем направление, предлагаем идеи, как снимать. Грубо говоря, мы занимаемся производственной частью, а ребята-комики выходят на сцену и делают шоу на сцене. С помощью обаяния и харизмы.
— По факту именно вы сделали из Нурлана Сабурова, Алексея Щербакова и других комиков суперзвезд…
Максим: Это не совсем так. Мы скорее просто дали им буст. Они бы так или иначе стали известными. Скорее благодаря шоу они получили периодичность, которая у комиков часто правило страдает. Выпускать концерты хотя бы два раза в год — это невозможно, раз в год — нормальный темп. А тут твое лицо стабильно в эфире раз в две недели. Разумеется, на ребят свалилась такая медийность, что в какой-то момент они были в шоке от этого.
Например, Рустам Саидахмедов ушел из ЧБД просто потому, что устал от популярности. Он сказал: «Я больше не хочу находиться в режиме постоянного внимания. Я не могу спокойно выйти из дома. Мне некомфортно. У меня панические атаки. Я просто хочу пожить». Когда ребята уезжали куда-то на гастроли, всегда был аншлаг, пройти без охраны они просто не могли.
— Как вы зрителей отбираете? Кто может к вам попасть?
Дарья: Мы пробовали разные форматы, но со временем нашли золотую середину для себя — 10% зала, иногда меньше, это билеты парней, а все остальное — «квест Дарьи Морозовой» (смеется).
Максим: Мы выкладываем в соцсетях ссылку, по которой нужно зарегистрироваться, чтобы приобрести билеты. Мы просим их открывать соцсети, чтобы было понятно, что они реальные люди. И после просто идем по хронологии подачи заявок, исключая подозрительные аккаунты. Бывали случали, когда перекупщики выставляли билеты на «Авито» за 50 тыс. руб. Хотя билет на шоу стоит 5 тыс. руб.
Дарья: А кто-то пытался разом купить 20–40 билетов. Притом что мест примерно 100, а заявок порой бывает 20 тыс.! Очень много желающих появилось на третьем выпуске. Сейчас выбирать зрителей нам помогают помощники и алгоритм случайных чисел. Места у нас, кстати, не пронумерованы. Иногда мы можем друзей или парочку рассадить в разные концы, чтобы они не переговаривались.
— Что было дальше — понятно. А что было до ЧБД? Чем вы занимались?
Максим: Я играл в КВН и довольно успешно (смеется). Затем работал в Comedy Club Production, также в разных проектах, например в шоу Room Service в качестве продюсера. При этом всегда хотелось сделать что-то самому под ключ.
Дарья: Я работала в аэропорту, где мы, собственно, и познакомились — я его регистрировала на рейс. Еще занималась пиаром и соцсетями. Я всегда любила что-то придумывать, но у меня никогда не стояла какая-то определенная цель. А потом появился Максим…
Максим: У Даши всегда была насмотренность, а у меня — понимание, как собирать шутки и снимать.
— То есть вы давно вместе?
Максим: На момент возникновения проекта ЧБД в 2019 году мы были вместе уже семь лет. У тогда уже был сын.
Дарья: Однако некоторые фанатки почему-то думали, что я специально начала встречаться с Максом, потому что он придумал ЧБД, чтобы быть поближе к ребятам. В одном телеграм-канале поклонницы даже обсуждали меня в негативном ключе.
— Почему вы сами в кадр не пошли?
Максим: Я играл в КВН, и мне очень не нравилось, как я выгляжу в телевизоре. Есть люди — артисты, есть не артисты. Я отношусь ко вторым. Под видеокамерами мне тяжело. Думаю, это связано и с какими-то комплексами. При этом у меня есть много знакомых, которые кайфуют, когда находятся на сцене. А мне даже голос свой не нравится. Мне проще придумать и получить удовольствие от результата.
Дарья: Мы получаем колоссальное удовольствие, когда выпуск полностью готов и все его смотрят.
— Кто придумал название ЧБД?
Максим: Я. Это было у магазина «Пятерочка», я пил йогурт и ел сосиску в тесте. На самом деле, мы написали целый список названий. Изначально мне хотелось, чтобы оно было длинное и запоминалось именно поэтому. Но потом я понял, что нужно лаконичное и объясняющеӗ суть. Так и появилось «Что было дальше?». Помню, что я еще радовался что аббревиатура ЧБД очень удобно произносится. Кстати, были еще и странные варианты названия, типа, «Могучие угадыватели» и «Кокобрико».
— За последние несколько лет очень многое поменялось в мире и это повлияло на подачу. Какой контент сейчас собирает просмотры, а чего стоит избегать?
Максим: Недавно я выступал с лекцией в «Британке» (Британская высшая школа дизайна. —Прим. РБК Life), где мы как раз обсуждали эту тему. И пришли к выводу, что сейчас востребован контент, немного оторванный от реальности. Своего рода корейские и японские дорамы, рассказывающие о выдуманных вселенных, в которых все немного приукрашено. А пару лет назад в тренде были документалки, мода на которые возникла в связи с кризисом истории.
Дарья: Если говорить про ЧБД, то нам, конечно, повезло, что в то время мы все были безумно закрытые.
Максим: Тогда комплиментарные шоу «породили» большое количество неинтересных гостей. При этом мы с коллегами всегда обсуждали этих персон некомплиментарно. Получается, мы стали первыми, кто подобный формат «перенес» в эфир.
Дарья: При этом нас часто сравнивают с американским шоу Comedy Central Roasts или «Прожаркой», как его еще называют. Но там все же немного другой формат — гость целенаправленно приходит посмеяться над заранее подготовленными шутками о себе. На самом деле бытовые темы всегда интересны. Мне кажется, что если бы Лариса Гузеева рассказала, как готовить печеньки или наносить маски на лицо, то все бы с большим удовольствием это посмотрели. Кстати, в этом плане Лолита — идеальный гость, она давно поняла, что надо просто жить жизнь.
— Тогда кого ожидать среди гостей в ближайшем будущем?
Дарья: А мы пока не знаем. Так как мы теперь выпускаемся самостоятельно, без Medium Quality Prod (продакшен-студия. —Прим. РБК Life). У нас нет необходимости в каком-то жестком производственном графике. Алгоритмы YouTube тоже были завязаны на регулярности выхода контента. Сейчас такого нет. Поэтому мы пока даже не думали по поводу следующих героев.
Максим: Но мы точно скоро вернемся и вернемся с чем-то событийным.