Ученые узнали, зачем в Средневековье добавляли желток в масляную краску
. С его помощью живописцы защищали картину от времениNature Communications: Боттичелли и да Винчи использовали желток в красках для защиты своих полотен от растрескивания
Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи использовали яйцо для улучшения свойств масляной краски, а также для защиты своих полотен. К такому выводу пришла международная команда ученых в ходе исследования, результаты которого опубликованы в научном журнале Nature Communications.
О том, что мастера эпохи Возрождения добавляли в краски яичный желток, было известно давно, теперь же исследователи выяснили и причину добавления этого ингредиента. Оказалось, что присутствие в краске желтка может предотвратить сморщивание и пожелтение картины, а также защитить ее от излишней влажности. Яйцо выступает своеобразным антиоксидантом для готового полотна, говорится в сообщении.
Художники использовали яичную темперу в качестве связующего вещества для пигментов и до эпохи масляной живописи, а начиная с XV века европейские живописцы начали вместо желтка для этого использовать масло. Однако яйцо было обнаружено в более поздних работах Боттичелли и да Винчи, работавших в конце XV и начале XVI века. Теперь ученые заявили, что у них появилось новое понимание того, почему старые мастера могли добавлять этот ингредиент в свои масляные краски.
В статье для журнала Nature Communications авторы сообщают, что желток может влиять на жесткость краски в зависимости от того, как он добавляется и в каком пигменте используется.
Команда обнаружила, что очень густые масляные краски можно получить, добавив несколько капель яичного желтка, что позволяет наносить краску толстыми слоями, которые не растекаются. Кроме того, жесткость нижних слоев краски предотвращает растрескивание или сморщивание поверхности краски во время высыхания.
Таким образом, антиоксидантные свойства желтка помогают защитить краски от деградации с течением времени. Видимо, художники старой школы были в курсе этих качеств яичного ингредиента, хотя и не знали химических и физических объяснений этому, отметили авторы исследования.
Ранее стало известно, что в Мексике раскрыли таинственный рецепт древнего красителя Maya Blue. Этот оттенок называют цветом богов, его воссоздал художник Луис Мэй Ку из небольшой деревни на полуострове Юкатан. Мужчина потратил годы на исследования в своей домашней лаборатории. Открытую им формулу подтвердили ученые.