«Кокаиновые бегемоты» Эскобара. Кто это такие и чем они угрожают Колумбии
. Животных собираются выселить из страны, но в родную Африку им тоже нельзяПабло Эскобар был убит в перестрелке с полицией 30 лет назад, однако отпечаток, оставленный им в Колумбии, прослеживается и по сей день. Причем иногда в самых непредсказуемых областях. Страну в буквальном смысле начинают захватывать потомки бегемотов, некогда привезенных кокаиновым наркобароном забавы ради. РБК Life рассказывает, как африканские животные попали в дикую природу на другом континенте, почему там прижились и зачем их теперь собираются срочно «выселить».
Экзотический зоопарк самого богатого преступника
К середине 1980-х Пабло Эскобар сколотил невероятное состояние, став первым в истории преступником, попавшим в список «100 международных миллиардеров Forbes». Возглавляемый им Медельинский картель каждый день ввозил в США по 15 тонн кокаина, что приносило организации более $20 млрд в год. Огромные деньги нужно было куда-то тратить, поэтому преступник развлекался как мог. Наркобарон участвовал в гонках, вливал огромные средства в один из местных футбольных клубов, пробовал в себя в политике, а также играл роль этакого колумбийского Робин Гуда, строя дороги, стадионы и целые кварталы для бедняков.
Впрочем, не забывал Эскобар и о себе, тратя миллионы на развитие своего роскошного поместья «Асьенда Наполес», где на территории более 20 кв. км было все, что нужно каждому уважающему себя преступнику мирового масштаба — от частного аэропорта и коллекции роскошных автомобилей до арены для боя быков и гостевого борделя.
А еще на ранчо Эскобара обустроили целый зоопарк, куда со всех концов земного шара начали свозить всевозможных экзотических животных. Помимо жирафов, страусов, слонов и носорогов, из Африки привезли одного самца и трех самок бегемота. Регулярно целые школьные экскурсии прибывали в резиденцию «Асьенда Наполес», чтобы посмотреть на зверинец «дона Пабло», добивавшегося подобными широкими жестами поддержки простых колумбийцев.
Однако в 1993 году Эскобар был застрелен при попытке задержания, после чего его поместье было национализировано и постепенно пришло в упадок. Имущество растащили, здания разрушили или переоборудовали под другие нужды, а животных из зверинца перераспределили среди других государственных и частных зоопарков страны.
Брошенные бегемоты
Всех, кроме бегемотов. Никто не захотел брать ответственность за очень дорогую транспортировку и содержание огромных животных, масса которых может доходить до трех тонн. Самцы и самки, которые на тот момент уже дали потомство, так и остались жить в небольшом озере в парке, наблюдая за тем, как некогда роскошная «Асьенда Наполес» постепенно приходит в запустение.
Однако брошенные на произвол судьбы животные не только не вымерли, но и начали активно размножаться. За два десятилетия после гибели Эскобара их популяция выросла примерно до 50–60 особей, после чего им в парке стало уже тесно. Поэтому в один момент более десяти бегемотов, миновав хрупкое ограждение, заселились в реку Магдалена (главная река Колумбии), которая пересекает практически всю страну с юга на север.
Теплая полноводная река с медленным течением имеет множество отмелей, что идеально подходит для крупных животных, проводящих большую часть жизни в воде. Плюс ко всему в этом регионе никогда не бывает засух, которые, как правило, выступают в качестве естественного регулятора размера стад в Африке. Поэтому вместе с обилием пищи и отсутствием естественных врагов Колумбия стала для бегемотов «как родная».
Чрезвычайно благоприятные южноамериканские условия также повлияли на сексуальную активность животных, которые стали достигать половой зрелости уже к трем годам в отличие от своих африканских сородичей, способных давать потомство только после десяти лет жизни. В Колумбии все плодовитые самки ежегодно рожают по детенышу, которые, вырастая, постепенно заселяют бассейн Магдалены. В 2014 году бегемотов видели уже на расстоянии 250 км от их изначального места обитания.
Ученые предполагают, что на данный момент популяция «кокаиновых бегемотов» достигла 130–150 единиц, а к 2037 году их количество может увеличиться в десять раз — до 1500 особей. По оценкам экспертов, если прямо сейчас ничего не предпринять, то уже через 20 лет у проблемы уже не будет решения.
Большая угроза
Взрывной рост численности огромных животных чреват серьезными неприятностями. К примеру, исследования показывают, что вода в заселенных гиппопотамами реках и озерах отличается повышенным уровнем питательных и органических веществ, способствующих росту цианобактерий — микроорганизмов, вызывающих цветение токсичных водорослей.
Это может привести к ухудшению качества воды и истощению уровня кислорода в ней, что вызовет массовую гибель рыбы. В свою очередь, это негативно скажется как на экосистеме в целом, так и на уровне жизни людей, населяющих берега водоемов. Кроме того, по ночам животные бродят по суше, поедая и вытаптывая посевы, а также нанося другой ущерб сельскому хозяйству.
Другая опасность заключаются в том, что местные жители считают бегемотов милыми созданиями, тогда как африканцы знают, что это чрезвычайно агрессивное и опасное существо. Считается, что по вине бегемотов на их родине ежегодно погибает больше людей, чем от нападений буйволов, львов и леопардов вместе взятых. Огромные размеры, невероятная сила и массивные острые клыки делают бегемота очень опасным противником, яростно защищающим свое потомство и территорию. В Колумбии жертв нападений гиппопотамов пока зафиксировано не было, однако известны случаи агрессии со стороны животных, которые заканчивались серьезными травмами.
Переселение вместо стерилизации
Колумбийские власти начали задумываться о контроле популяции расплодившихся «кокаиновых бегемотов» еще около десяти лет назад. Изначально предпринимались попытки кастрации огромных животных, однако метод с традиционной хирургической операцией был признан неэффективным из-за чрезвычайной сложности и опасности. Несколько лет назад учение решили использовать более гуманный способ стерилизации с противозачаточной вакциной GonaCon, вводимой при помощи дротиков. Однако и этот метод не принес должного результата. Во-первых, никто точно не знает, сколько именно диких бегемотов населяет Колумбию. Во-вторых, препарат имеет ограниченное действие: в большинстве случаев репродуктивная функция животных тормозится лишь на несколько лет.
Теперь в качестве дополнительной меры решено отловить около половины интродуцированных бегемотов, а затем переселить их в другие страны. При этом обратно в Африку, как ни странно, «кокаиновым бегемотам» категорически нельзя.
«Каждый раз, когда мы перемещаем животных или растения из одного места в другое, то вместе с ними мы привозим их патогены, бактерии и вирусы. Таким образом, вместе с колумбийскими бегемотами в Африку могут попасть новые болезни, опасные не только для их местных сородичей, но и для всей африканской экосистемы», — пояснила Мария Анхела Эчеверри, профессор биологии Папского Ксаверианского университета в Боготе.
Животных согласились принять в Мексике и Индии, в зоопарки и заповедники которых будет отправлено около 70 самцов и самок. Предполагается, что уже в скором времени бегемотов начнут заманивать при помощи пищи в специальные просторные металлические контейнеры, которые отправят в международный аэропорт города Рионегро, а оттуда, в свою очередь, — в новые места обитания. Транспортировку обещают сделать предельно гуманной — транквилизаторы применят только в случаях, когда животные станут «слишком сильно нервничать». Операция по переселению должна завершиться к середине 2023 года.
Если эксперимент будет признан удачным, то остальные бегемоты могут найти дом и в других странах, интерес к участию в программе уже выразили власти Филиппин, Эквадора и Ботсваны. При этом всех бегемотов вывозить из Колумбии не собираются — животных, обитающих на территории парка развлечений, расположившегося на месте бывшего ранчо «Асьенда Наполес», трогать не будут. Они уже давно стали туристической достопримечательностью, напоминающей о наследии самого известного наркобарона в истории.