«Меня представили Иосифу Сталину». Умер Пако Рабан
. Модельер бывал в России и делился своими впечатлениями и воспоминаниямиФранцузский модельер и парфюмер Пако Рабан скончался на 89-м году жизни в городе Портсаль, Франция.
В конце 1960-х Рабан представил миру «металлическую» коллекцию «Манифест: 12 неносибельных платьев из современных материалов», увидев которую Коко Шанель назвала коллегу «металлургом». Далее последовало подписание контракта с испанской парфюмерной компанией Puig, старт их сотрудничества был ознаменован запуском аромата Calandre. Рабан ушел из мира моды в 1999 году, после своего последнего кутюрного показа, ставшего 33-м за всю карьеру. После этого модельер редко появлялся на публике. В 2011 году Puig возродила дремлющий бизнес Рабана вместе с индийским дизайнером Манишем Арора, а с 2013 года модный дом возглавляет Жюльен Доссена.
В коротком интервью журналу MFIFC в 1998 году Пако Рабан рассуждал о своей коллекции платьев из металла:
«Моя мать, обожавшая моду, всегда говорила: «Сынок, у тебя есть все свободы, кроме одной — критиковать женскую красоту. Женщина — чудо. Женщина — соблазнение. Дизайнер не имеет права высмеивать ее, это преступление». Что касается меня, я всегда был убежден, что, даже используя металл и какие-то причудливые элементы, женский образ можно создать превосходным. Женщина — богиня, инопланетное существо, сон».
«Мне нравится свет и цвет в одежде. Наступающая эпоха Водолея, которая заменит эпоху Рыб, станет эпохой такого света. Для меня металл также является символом железного века, то есть века золотого, тоже в эре Водолея. Мы живем сейчас в железном веке, так что надеть для женщин железо было необходимо».
«Глядя на сегодняшние материалы, я не могу назвать себя футуристом. Я современный человек, но и не отсталый. Стараюсь быть своевременным, а это уже достаточно сложно. Не моя вина, что отдельные творцы могут отстать лет на пятьдесят…»
Пако Рабан приезжал в Россию несколько раз. Последний — в 2005 году. Он проводил в Москве выставку своих рисунков. Тогда же вышло интервью с ним в «Российской газете».
РБК Life приводит интересные выдержки из него.
О жизни
«Помня о всех своих земных жизнях и перевоплощениях, я знаю, что больше никогда сюда не вернусь. Цикл моих земных рождений закончен».
О Москве
«У меня был выбор между Парижем, Нью-Йорком, Мадридом, но я выбрал самую красивую столицу мира. Я помню ваш город с 1950 года, когда оказался здесь впервые. Это город, где появилось в начале ХХ века современное искусство — то, что было связано с фовизмом, символизмом, абстракционизмом. Я горд, что могу представить свои работы именно здесь».
О моде
«Мода всегда проходит три стадии: подъем, классика, декаданс».
«Сегодня на Западе у высокой моды большие проблемы. Кто номер один — Жан-Поль Готье? Знаете, что на прошлой неделе он уволил двести человек? Вся эта система больше не работает. Появилась китайская мода, миллионы экземпляров одинаковой одежды накрывают планету. Надо как-то выходить из ситуации, придумать новое».
О Сталине и коммунистической партии
«Я был юношей, меня представили Иосифу Сталину. Моя мать стояла у истоков испанской коммунистической партии и в этом качестве приехала в Москву. Она была сильной личностью, стреляла из револьвера, подкладывала бомбы. А ее мама была набожной крестьянкой, мистически настроенной. И вот я помню, как они целыми днями спорили друг с другом: верующая крестьянка и пылкая коммунистка, меняющаяся вместе с линией партии. И вот я с ней оказался в Москве. Между нами говоря, Иосиф Сталин произвел на меня большое впечатление. Для меня это был даже не человек, а миф, живой бог. К тому же он явно обладал какими-то магнетическими способностями».