«Было бы на что отметить». Как пройдут новогодние корпоративы в 2022 году
. Рассказывают организаторы мероприятий и заказчикиКак сейчас обстоят дела с корпоративными вечеринками, РБК Life узнал у экспертов из сферы организации мероприятий и российских компаний.
Традиционно декабрь — пора корпоративных вечеринок, подготовка к которым до ковидных времен начиналась, как правило, заранее, с отдельным бюджетом на артистов и угощения. Пандемия сократила горизонт планирования, добавив неуверенности в завтрашнем дне. В 2022 году сложилась другая картина: многие предприятия либо вовсе отменили праздничные мероприятия, либо до сих пор находятся в раздумьях, уместно ли это на фоне текущей ситуации в стране.
Статистика сервиса «Актион Кадры и HR» показывает, что 68% компаний в России отказались от новогоднего корпоратива. Но 21% фирм все же проведет праздник, чтобы приободрить людей.
По словам владельца бренда «Империя Музыки» Табриза Шахиди, такое положение дел вряд ли отразится на кошельке звезд российской эстрады, в которых заказчики мероприятий все еще заинтересованы.
«В этом году многие компании отложили решение о проведении корпоративов на последний момент. На самом деле тренд на короткий горизонт планирования не покидает нас еще с ковидного 2020 года. Заказчики закрытых (корпоративных и частных) развлекательных мероприятий предпочитают принимать окончательное решение о проведении события за две-три недели до его даты. Никаких существенных изменений в форматах ивентов не произошло. Однако из-за короткого времени на подготовку нагроможденные сложным сценарным наполнением и безумными декорациями события сейчас не в тренде. Пьянка, еда, артисты. На этом все.
Не будут широко праздновать наступление Нового года только государственные компании. Все остальные, коммерческие, структуры (за небольшим исключением) устраивают корпоративы, но чуть менее пафосно, чем в прошлые годы.
Расписание достаточно плотное, но пока оплачены порядка 70% запланированных праздников. Клиенты продолжают согласование программ и наполнения. Гонорары артистов (из моего личного рейтинга) не изменились, кроме тех звезд, которые закономерно растут в цене за счет приобретенной популярности. Пример — Shaman.
Поэтому говорить о том, что декабрь в 2022 году у звезд будет провальным, не приходится. Во всяком случае, спада по запросам и предварительным броням на звезд из топ-35 российской сцены нет. Кто сюда входит? Исходя из наших внутренних данных (а также статистики коллег), у меня получился следующий список: Леонид Агутин, «Руки вверх», Zivert, Shaman, Баста, Полина Гагарина, «Иванушки Int.», МАКSИМ, Анна Асти, Сосо Павлиашвили, Филипп Киркоров, Николай Басков, Сергей Лазарев, Диана Арбенина, Дима Билан, «Моральный кодекс», Ёлка, Григорий Лепс, Jony, TEMNIKOVA, A-Studio, «Звери», IOWA, Валерий Сюткин, «Дискотека авария», Алексей Чумаков, Hammali & Navai, Владимир Пресняков, Клава Кока, Ани Лорак, UMA2RMAN, Олег Газманов, «Градусы», Валерия и Александр Маршал.
Если мы говорим о ведущих, то они, в отличие от певцов и музыкантов, не могут за вечер провести больше одного праздника. Здесь сформировался следующий список: Дмитрий Хрусталев, Николай Басков, Тимур Родригез, Екатерина Скулкина, Александр Ревва, Екатерина Варнава, Михаил Галустян, Дмитрий Губерниев, Азамат Мусагалиев, Игорь Верник, Вадим Галыгин, Марина Кравец, Яна Чурикова, Дмитрий Нагиев, Андрей Малахов, Валерий Сюткин, Лера Кудрявцева, Дмитрий Дюжев, Алла Михеева, Валдис Пельш, Михаил Грушевский, Илья Соболев, Гарик Харламов, Александр Олешко, Тимур Батрутдинов, Оскар Кучера, Демис Карибидис, Гарик Мартиросян, Николай Фоменко, Иван Абрамов, Леонид Ярмольник, Андрей Разыграев и VJ Archi».
Впрочем, не все участники рынка единодушны в том, что ивенты сохранили свои масштабы и форматы. Спад спроса на роскошь в российских компаниях все же наблюдается. Шоумен Михаил Грушевский говорит, что экономия сейчас востребована больше, чем желание продемонстрировать «полный фарш» корпоративного праздника. Компании стремятся к оптимизации расходов и скромности в каждой детали: вместо звезды-хедлайнера — аудиосистема с плейлистом, вместо кейтеринга на 100 человек — компактный заказ из доставки еды.
«Хотя многие компании и открестились от пышных гуляний, очень возможно, что часть из них скромно, неброско, не афишируя, но все же отметит праздник. Кстати, очень показательным оказался городской опрос (проходил на портале «Активный гражданин». — РБК Life), который придумал Сергей Собянин. Его результаты показали, что, с одной стороны, люди не хотят избыточно пышного новогоднего торжества, а с другой — категорически выступают против того, чтобы делать вид, что праздника нет.
Сейчас довольно тяжелая ситуация в экономике, и пройти через нее — непростая задача для любого предприятия. Разумеется, все оптимизируют расходы. А праздник, даже новогодний, можно отнести к категории необязательных трат. При этом, как мне кажется, потребность в новогоднем настроении никуда не денется.
При этом гораздо труднее организаторам мероприятий было в пандемическое время. В декабре 2019 года мы еще только слышали о том, что надвигается неведомое, и даже смеялись, рассказывали анекдоты. А потом началась всеобщая истерика. В декабре 2020-го было чуть легче, но тоже психологически тяжело. В конце 2021 года люди принимали решения относительно проведения новогоднего корпоратива уже в ноябре, без каких-либо колебаний. Чувствовалось, что они изголодались по праздникам.
Я думаю, что в этом декабре общая картина будет выражаться не сколько в тотальном отказе от новогодних мероприятий, сколько, как я уже сказал, в оптимизации расходов. Предположу, что даже зажиточные компании, которые могут позволить себе всех артистов, будут ломать голову над тем, как сэкономить.
На мой взгляд, успех не только новогоднего, но и любого частного мероприятия зависит от ведущего и кавер-группы, тех, кто весь вечер на манеже. Именно они создают общую атмосферу. И достаточно одного хедлайнера — музыкальной звезды. У меня всегда вызвало недоумение, когда богатые компании устраивали у себя то, что я называл «Песня года». Артисты, исполнив по две песни, сменяли друг друга в бессмысленной и беспощадной гонке музыкальных вооружений, а люди к концу праздника сходили с ума. В голове — музыкальная каша. Понятно, что никто не запретит позвать двух хедлайнеров, если вы можете себе это позволить, но их надо развести по времени.
Отмечу также, что некоторые компании начинают праздновать Новый год раньше — с десятых чисел декабря. И в этом есть здравый смысл: дешевле арендовать площадку, ресторан или лофт. А если праздновать Новый год вообще в августе, то можно очень серьезно сэкономить».
Выбор — устраивать праздник или нет — остается за руководителем компании. Если позволяют средства, можно и вовсе вывезти коллектив веселиться за рубеж. Такой пример приводит ведущая и организатор частных мероприятий Анна Городжая. Но этот вариант могут осилить, мягко говоря, не все. «Урезанное качество» вечеринок сейчас кажется наиболее рациональным решением. Вместо топового артиста удобнее (по средствам и условиям) нанять кавер-группу, но это тренд не последнего года, а скорее последних нескольких лет, подчеркивает ведущий Савва Поляков.
«Да, количество праздников сократилось, и они стали более камерными — до 50 человек. При том что раньше число гостей начиналось от 100 человек. Поэтому если мы говорим о формате, то стало больше маленьких вечеринок — только для самых близких, 20–30 человек. Ситуация сейчас не располагает к пышным праздникам.
Второй момент в моем, частном, сегменте — многие уехали и перенесли мероприятия за границу. Наиболее популярное направление сейчас — Дубай. Я как раз недавно оттуда вернулась, уже договорившись с несколькими постоянными клиентами об организации ивентов. Плюс есть много запросов из Турции уже на следующее лето.
Не могу сказать, что в декабре у меня всегда было много мероприятий. Все же я специализируюсь на проведении свадеб, а для них это не самое комфортное время: холодно, предновогодняя суета, ограниченный выбор площадок. Обычно в это время мы занимались организацией дней рождения — детских и взрослых. Но если сравнивать с прошлым декабрем, когда мы провели десять мероприятий, то в этом году у нас пять ивентов (три юбилея и два детских праздника), то есть количество сократилось в два раза. Также многие наши постоянные клиенты обращаются по поводу декораций для домов, оформления праздничных, в том числе новогодних, ужинов. Но опять же это камерный формат, только для своих.
Помимо организации я веду мероприятия. В этом году их пять. От работы в новогоднюю ночь в последние три года отказываюсь, стараюсь проводить это время с семьей. Хотя не скрою, что было два запроса на организацию и проведение новогодней ночи от топовых, самых дорогих ресторанов Москвы, поскольку мое направление — это работа с люкс-сегментом, где чек начиняется от 10 млн руб. (организация ивента под ключ). Заведения были готовы идти на подобные условия. Но затем провели собственную аналитику и по результатам общения с клиентами на предмет их планов на праздники выявили, что они либо не в Москве, либо просто не хотят масштабно гулять. Большинство планируют отмечать Новый год дома. Это связано с бюджетом и разумной экономией средств, так как многие не понимают, что будет завтра.
Количество приглашенных на мероприятия артистов тоже сократилось. Многие звезды уехали. Кроме того, есть те, кто не хочет выступать в России. Их заменили менее, скажем так, топовые исполнители, у которых работы стало в несколько раз больше, чем в предыдущие годы.
В своей компании я не буду отменять новогодний корпоратив, так как хочу поддержать и порадовать коллег, которые, конечно же, переживают, что объем работы сократился в два раза. Ведь у всех семьи, маленькие дети, ипотеки. Я организую для сотрудников нешумный праздник. В штате коллектива 25 человек, плюс постоянные подрядчики, креативные директора, фотографы, операторы. Как руководитель, я понимаю, что несу огромную ответственность за людей, которые мне доверяют. По сути, мы уже стали семьей».
«Я думаю, что в этом году, как и в прошлом, компании будут принимать решение в последний момент. Конечно, это повлияет на качество организации вечера. Безусловно, люди находятся в режиме ожидания, ведь все может поменяться за неделю, а то и за пару дней.
У меня, как у ведущего, какие-то даты уже закрыты. В общей сложности это 12 проектов, и есть еще пара неподтвержденных. Но если сравнивать с декабрем 2019 или 2021 годов (2020-й из-за самого разгара пандемии мы в расчет не берем), то однозначно мероприятий стало меньше процентов на 30. Причины — неуместность торжеств в нынешних реалиях, а также то, что у людей стало меньше денег. Не секрет, что во многих компаниях урезали бюджеты и сократили зарплаты.
Например, несколько лет подряд я вел мероприятия для одной солидной строительной компании. А в этом году она отказалась от организации и проведения праздника. Для сотрудников просто накроют стол с закусками и шампанским, включат музыку — и все, никакой развлекательной части, шоу-программы и ведущего не будет. По сценарию «собственными силами» пошли, наверное, 50% компаний, у которых я раньше вел корпоративы.
Звезд стали приглашать реже. Кавер-группы обходятся дешевле. В прошлом декабре я проводил только одно мероприятие с приглашенной звездой. В этом, кстати, тоже.
В новогоднюю ночь я работаю, но это не крупный ивент, а частный заказ. Если сравнивать мой гонорар в праздничную ночь с прошлым годом, то он не упал, абсолютно такой же. Это была моя принципиальная позиция — не менять цифры. У каждого ведущего свой ценовой порог. Мой диапазон, в зависимости от целей и задач, даты, количества гостей, концепции, варьируется от 80 до 150 тыс. руб. за вечер».
В целом, если опираться на комментарии опрошенных РБК Life экспертов в области организации мероприятий, объем заказов на проведение корпоративных вечеринок сократился на 40%, но не 68%, как говорилось в статистике «Актион Кадры и HR».
Оценить ситуацию с позиции компаний-заказчиков, впрочем, сложно: редакция отправила запрос, но получила размытые или короткие ответы на условиях анонимности. Хотя и они не производят ощущения всеобщего оптимизма и не опровергают сдержанный тон спикеров-организаторов и ведущих.
«Нам сказали, что пир во время чумы мы делать не будем. Просто устроим небольшой сабантуй — с канапе и шампанским прямо в офисе. Плюс дети сотрудников от 10 до 14 лет получат наборы сладких подарков. А тем, кому до 10 лет, компания дарит игрушку с шоколадными конфетами внутри».
«Корпоратив у нас будет, но не такой шикарный, как в прошлые годы. Мы отметим прямо в издательском доме. Каждый этаж украсят по-новогоднему, там будут проходить какие-то активности. Например, в прошлом году приходила гадалка, к ней стояла длинная очередь. Также в программе: фуршет и выступление кавер-группы вместо звезд. Но поет она не хуже».
«У нас вообще не принято делать пышные корпоративы. Разве что сами сотрудники скидываются и куда-то идут. Но в этом году ничего не будет. Думаю, что мы соберемся отделом, купим шампанского и скромно отметим. На этом все. Но главное, что годовые премии сохранили. Каждый отметит, как его душе угодно. Было бы на что».