ЧМ в Катаре — самый дорогой в истории. Вот на что потратили $220 млрд

. И почему, несмотря на бюджет, мундиаль все равно испытывает сложности
Обновлено 21 ноября 2022, 12:31
Стадион в Лусаиле, городе, специально построенном к Чемпионату мира по футболу 2022 
Фото: David Ramos / Getty Images

Стадион в Лусаиле, городе, специально построенном к Чемпионату мира по футболу 2022

20 ноября в Катаре начинается чемпионат мира по футболу — впервые в истории Ближний Восток примет у себя мировое первенство. Этот мундиаль рискует стать самым скандальным за последние годы из-за многочисленных споров о том, как именно право на его проведение досталось Катару, сложностей с соблюдением местных законов у прибывающих болельщиков, незнакомых со спецификой исламской страны, и проблем, которые может вызвать местный климат. Одно можно сказать точно уже сейчас: этот чемпионат мира стал самым дорогим в истории.

Чем живет Катар

Катар — маленький полуостров в Персидском заливе, площадь которого немногим больше 11 тыс. кв. км — в четыре раза меньше площади Московской области. Почти всю эту территорию занимает пустыня.

История Катара типична для стран этого региона. На протяжении большей ее части он представлял собой лишь еще один удобный перевалочный пункт на морских маршрутах и торговую базу для более успешных соседей. Местное население занималось главным образом рыбной ловлей и добычей жемчуга. Все изменилось в первой половине XX века, когда в стране открыли крупные нефтегазовые месторождения. С подземными богатствами катарцам повезло — сейчас это один из крупнейших в мире экспортеров и добытчиков газа. По данным ОПЕК, маленький Катар занимает третье место в мире по доказанным запасам газа после России и Ирана, и на него приходится примерно треть всей добычи газа в странах ОПЕК.

Газ — основа богатства эмирата Катар. По данным МВФ на 2021 год, страна занимала четвертое место в мире по размеру ВВП на душу населения. Но, как и другие страны Персидского залива, Катар пытается диверсифицировать экономику, чтобы снизить углеводородную зависимость. Важную роль в этих планах власти страны отводят туризму — по образцу Саудовской Аравии и ОАЭ. Древней архитектурой полуостров похвастаться не может. Зато нефтегазовые доходы дают возможность реализовывать с нуля гигантские проекты — одним из них и стал мундиаль.

Почему Катар

История заявки Катара на мундиаль 2022 года, пожалуй, войдет в историю мирового футбола. Голосование, давшее ближневосточной стране право впервые в истории принять мировое первенство, прошло в 2010 году. Спустя десять лет бывший президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер открыто признал, что решение было ошибочным. «[Катар] это слишком маленькая страна для такого большого события, как футбол и чемпионат мира. Выбор Катара был ошибкой. В то время мы договорились в исполкоме, что Россия будет проводить чемпионат мира по футболу в 2018 году, а США — в 2022 году. Это было бы жестом мира, если бы два давних политических противника организовали чемпионат мира один за другим», — рассказал он журналистам.

По словам Блаттера, заявку Катара попросил поддержать президент Франции Николя Саркози, который обратился к своему соотечественнику — возглавлявшему тогда УЕФА Мишелю Платини. «[Платини] был приглашен во дворец президента Саркози, который только что обедал с наследным принцем Катара. Саркози сказал Платини: «Посмотрите, что вы и ваши коллеги из УЕФА можете сделать для Катара, когда будет выбираться хозяин чемпионата мира». Разумеется, речь шла и о деньгах. Шесть месяцев спустя Катар купил у французов истребители за $14,6 млрд».

Слухи о масштабной коррупционной составляющей в решении отдать право на ЧМ-2022 Катару не прекращались все последнее десятилетие. Уже вскоре после голосования The Sunday Times, ссылаясь на данные источника, сообщила, что двое членов исполкома ФИФА получили взятки в обмен на голоса, отданные в поддержку заявки Катара. Через некоторое время разоблачитель, которым оказалась бывшая сотрудница оргкомитета «Катар-2022» Федра аль-Маджид отказалась от своих обвинений, но позднее призналась, что сделала это из-за опасений за собственную жизнь.

Власти Катара отвергали обвинения в коррупции. По словам еще одного участника оргкомитета, «они не давали взяток, но если правительство инвестировало в спортивные стадионы или в развитие в других странах, то это было нормально». ФИФА по итогам десятилетия скандалов и расследований пришла к выводу, что хотя поведение Катара не соответствовало этическим стандартам, говорить, что голоса членов комиссии были куплены, нельзя.

Помимо этических нюансов, выбор Катара как места проведения чемпионата мира по футболу считают спорным из-за климатических особенностей. Впервые событие пройдет в стране с таким жарким климатом. Столбик термометра в июне-июле здесь может подниматься до плюс 50 градусов в тени. Из-за этого первенство даже пришлось сдвинуть на ноябрь—декабрь.

Цена

Точно оценить, во сколько обошлось проведение катарского мундиаля, сложно. Однако, согласно большинству оценок, он точно станет самым дорогим за всю историю мирового футбола. Front Office Sports, американская консалтинговая компания, специализирующая на финансировании спортивных мероприятий, оценивает затраты в $220 млрд. Примерно ту же сумму называет глава оргкомитета Хасан аль-Тавади. Если эта оценка верна, то ЧМ в Катаре станет не просто самым дорогим, а превзойдет по стоимости все предыдущие чемпионаты вместе взятые. Так, например, организация ЧМ-2018 в России обошлась в $11,6 млрд, а державший рекорд до этого мундиаль в Бразилии 2014 года стоил $15 млрд.

На что идут такие колоссальные деньги? На самом деле затрат, связанных непосредственно с футболом, не так много. В первом варианте заявки Катара расходы на возведение новых стадионов оценивались в $4 млрд. С течением времени они выросли и составили по меньшей мере $6,5 млрд (в такую сумму прямые расходы на ЧМ в ноябре 2021 года оценивали организаторы).

Рекордный по стоимости чемпионат должен принести и рекордные доходы. Источник Axios, близкий к ФИФА, сообщил, что федерация ожидает получить порядка $6,4 млрд. Но это доход организаторов мундиаля, а что получит сам Катар? Власти эмирата оценивают, что приток туристов принесет экономике порядка $17 млрд. Впрочем, это несравнимо меньше затрат, понесенных на строительство инфраструктуры.

Как разместить всех

Помимо стадионов в эмирате возвели гостиницы и транспортные системы — например, метрополитен и автомобильную магистраль протяженностью 800 км. Такой масштаб был неизбежен. Строительство к ЧМ-2022 в Катаре, как и в других странах, принимавших спортивные соревнования такого уровня, — это имиджевый проект, который должен показать его превращение в главный транспортный хаб Персидского залива и государство, способное на реализацию глобальных проектов. Но самое главное — без основательной подготовки Катар просто был бы неспособен справиться с потоком туристов. Население страны составляет немногим менее 3 млн человек и 90% граждан живет в столице. В допандемийные годы Катар ежегодно посещали порядка 1,8–2,1 млн туристов в год. Теперь же стране предстоит принять 1,2 млн человек менее чем за месяц.

На проблемы с размещением в Катаре болельщики и журналисты обратили внимание давно. Значительная часть открытых отелей в Дохе и окрестностях на время чемпионата будет занята чиновниками ФИФА, официальными лицами, приглашенными гостями, и, наконец, самими футболистами и персоналом сборных. Еще на старте подготовки к мировому первенству организаторы, ждавшие прибытия более миллиона гостей, анонсировали к 2022 году открытие лишь 90 тыс. номеров в отелях, чего катастрофически недостаточно для размещения всех прибывших. Даже к концу сентября, за полтора месяца до начала чемпионата, организаторы смогли пообещать лишь 130 тыс. номеров для гостей.

Чтобы удовлетворить спрос на жилье для туристов, Катару пришлось пойти на некоторые экстравагантные меры. Например, для посетителей чемпионата зарезервированы три круизных лайнера, принадлежащих MSC Cruises: четырехзвездочные MSC Poesia и MSC Opera и пятизвездочный MSC World Europa. Самая простая каюта без иллюминатора обойдется минимум в $179 за ночь.

MSC World Europa, самый роскошный из лайнеров, состоит из 22 палуб и способен вместить 6762 пассажира в 2626 каютах. Длина судна составляет 330 м, ширина — 47 м. Цены на номера стартуют от $220 за ночь, причем они меняются в зависимости от дня чемпионата.

На судне устроено шесть бассейнов. А еще MSC World Europa может похвастаться самой высокой горкой на судне в мире — The Venom Drop, проходящей через 11 палуб.

Те, кто не хочет спускаться с верхних палуб с такой скоростью, могут воспользоваться более респектабельной во всех смыслах «хрустальной лестницей», в оформлении которой было использовано более 8 тыс. кристаллов Swarovski.

Не забыли строители и об экологии: World Europa — первое круизное судно, работающее на сжиженном природном газе.

Обложка видео
Cruisetricks / YouTube

Горка на MSC World Europa

Для тех, у кого нет денег на люксовый лайнер и кому не хватило мест в отелях, организаторы предложили максимально скромные варианты размещения (хотя все еще не дешевые). В окрестностях Дохи появились три деревни для фанатов, в которых можно забронировать, например, временный домик из грузового контейнера. Стоимость размещения в таком домике начинается от $207. Во всех деревнях организованы общие зоны на открытом воздухе, где болельщики могут собираться и смотреть матчи чемпионата мира на огромных дисплеях.

Наконец, самый аутентичный вариант размещения в пустынной стране — благоустроенный бедуинский шатер. На пляже Фаркиа примерно в 40 км к северу от Дохи организаторы разбили гигантский палаточный лагерь: около тысячи палаток, которые способны вместить порядка 3,6 тыс. гостей. Еще 1,8 тыс. шатров появились на «острове развлечений» Кетайфан. Впрочем, слово «палатки» не должно вводить в заблуждение туристов: они сильно отличаются от привычных брезентовых времянок и обустроены на люксовом уровне. В палатках есть кондиционеры, ванные комнаты и зоны для готовки.

Как и все в Катаре, стоит такое размещение недешево — более $400 за ночь. Даже самые обычные палатки без удобств обойдутся туристам в $100.

Но даже с пришвартованными лайнерами, вагончиками в пустыне и люксовыми палатками Катар не способен вместить всех, кто прибудет на чемпионат. На помощь ему придут соседи. Тем, кому не хватит места в маленьком Катаре, отправятся в Объединенные Арабские Эмираты. По оценке Спортивного совета Дубая, в город могут прибыть около миллиона болельщиков — почти столько же, сколько примет страна-организатор. Понаблюдать за матчами они смогут в специально организованных фан-зонах.

Для тех же, кто купил билеты на сами матчи, организовано бесперебойное авиасообщение с Дохой, которая расположена на расстоянии примерно в 400 км. В день из Дубая в Доху и обратно отправляется 160 рейсов. Время перелета — примерно час.

Город с нуля

Основой строительства в Катаре к мундиалю стали высотные отели, которые образовали, по сути, новые города. Таким, например, стал город Лусаил, на который ушла львиная доля потраченных миллиардов.

Еще 100 лет назад Лусаил был небольшим арабским поселением на берегу моря. Так его в 1908 году описывал британский дипломат Джон Гордон Лоример: «Деревня на восточном побережье Катара примерно в 15 км к северу от Дохи. Тут живет шейх Джасим, правитель Катара. В 500 м от берега Персидского залива находится Джебель-Лусаил, скалистый холм, образующий ориентир для моряков. На вершине стоит двухэтажная башня, которую видно с нескольких километров вглубь суши. У подножья холма три колодца, вода чрезвычайно солоноватая. Деревня Лусаил состоит из 50 каменных и глиняных домов. Из морского транспорта — девять лодок для жемчуга, три рыбацкие и два морских судна». Спустя век в пустыне рядом с Дохой на месте старой деревни началось строительство мегапроекта, предусматривающего инфраструктуру для почти полумиллиона жителей. Это один из крупнейших подобных строительных проектов в мире.

Лусаил стал первым городом, возведенным с нуля с учетом требований экологической безопасности и устойчивого развития. Например, в нем организована централизованная система охлаждения зданий. Вместо традиционного кондиционирования там используется сеть подземных тоннелей с прохладной водой длиной 175 км. Как обещают строители, такое решение позволит сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 65 млн т в год. Дождевая вода в городе используется для орошения зеленых пространств. Береговая линия прикрыта искусственным рифом длиной 27 км.

Одно из наиболее интересных зданий в городе — небоскреб-подкова Katara Towers высотой 211 м. Внимательный турист может заметить, что проект этого отеля вдохновлен скрещенными мечами ятаганами. Внутри — два отеля, один пятизвездочный и один, по обещаниям владельцев проекта, шестизвездочный.

Еще одна из самых примечательных архитектурных доминант нового города — башни Marina Twin Towers высотой 138 м. Они как будто собраны из разноцветных блоков Lego.

Чтобы связать Лусаил с Дохой, была построена система легкого метро (LRT), соединенная с метро столицы Катара. Она включает 28 станций на трех ветках.

Мегапроекты, искусственные острова и сады в пустыне

Лусаил вобрал в себя все то, чем гордится Катар. Туристам, приезжающим в эту небольшую страну, не стоит ждать атмосферы древнего Востока — почти все, чем может удивить и похвастаться Катар, появилось там не так давно. Масштабные стройки, развернувшиеся в стране перед ЧМ-2022, — часть принятой в 2008 году государственной программы Qatar National Vision 2030, стратегии национального развития и модернизации Катара. Ее цель — «превращение Катара в передовое общество, способное обеспечить устойчивое развитие к 2030 году».

Все проекты, реализованные в Катаре, созданы с привлечением новейших технологий, в соответствии с принципами экологичности и углеродной нейтральности. Чтобы нейтрализовать углеродный след турнира, организаторы, например, использовали солнечные батареи для питания систем кондиционирования воздуха на стадионах. Для газонов стадионов, а также озеленения прилегающих территорий, в пустыне был разбит один из крупнейших в мире питомников.

Стадионы

Что касается стадионов, построенных к ЧМ-2022, их восемь. Один из них возведен как раз в Лусаиле и станет местом для проведения финальной игры чемпионата. Стадион был спроектирован британским архитектурным бюро Foster + Partners: внешний вид вдохновлен парусами традиционной арабской лодки доу, а крыша выполнена в форме седла. Заявленная стоимость стадиона — $767 млн, а вместимость — свыше 86 тыс. человек.

Еще один архитектурный шедевр — стадион Аль-Тумама. Его дизайн тоже отсылает к национальному элементу — гахфии, ажурному головному убору, который является частью мужского традиционного костюма. С виду он чем-то напоминает тюбетейку.

Из необычных решений стоит отметить стадион 974, расположенный непосредственно в Дохе, в районе Рас Абу Абуд. Он был спроектирован испанской студией Fenwick Iribarren Architects. 974 — это международный телефонный код Катара, а заодно и число транспортных контейнеров, использованных при его строительстве. Ранее с их помощью в Катар завозили строительные материалы для ЧМ-2022.

С одной стороны, использование контейнеров и материалов вторичной переработки было обусловлено стремлением к экологичности. Но есть у такого решения и практическая сторона: модульность стадиона позволяет быстро собирать и разбирать конструкции, а при необходимости — превратить строение сразу в несколько отдельно стоящих спортивных объектов. А еще контейнеры в конструкции напоминают о морской истории Катара, который всегда был важным перевалочным пунктом для торговых судов в Персидском заливе. Вместимость стадиона — 40 тыс. человек.

Жемчужина Катара

Еще один мегапроект эмирата, который увидят гости чемпионата, — это искусственный остров «Жемчужина Катара» (The Pearl Qatar) с береговой линией длиной 32 км. Название остров получил в честь древнего промысла, которым жил Катар до открытия нефтегазовых месторождений — его создали на том месте, где раньше ныряльщики поднимали со дна моря жемчуг. Остров иногда описывают как «Арабскую Ривьеру».

Сад в аэропорту и робометро

Международный аэропорт Хамад, открытый всего восемь лет назад, перед открытием ЧМ-2022 прошел через масштабную реконструкцию. Увидеть, что организаторы приготовили гостям страны, стало возможно всего за пару недель до старта мундиаля. Терминал аэропорта, получивший название The Orchard — «Сад», и впрямь превратился в оазис под крышей — с 300 деревьями и 25 тыс. экзотическими растениями.

Впрочем, к вниманию аэропорту Хамад не привыкать: уже второй год подряд его признают лучшим аэропортом мира.

Из других новинок транспортной архитектуры, появившихся специально к ЧМ-2022 в Дохе, можно отметить метро. Оно было открыто в 2019 году и обошлось в $36 млрд. Без учета стратегии устойчивого развития и наплыва туристов к мировому первенству практического смысла оно не имеет: абсолютное большинство жителей Катара передвигается на личном транспорте.

Весь проект метро включает 300 км путей. Поезда полностью автоматизированы. Несмотря на отсутствие машинистов, они способны развивать скорость в 100 км/час. 75 трехвагонных автоматизированных составов построили японские компании Mitsubishi Corporation и Kinki Sharyo.

Новые музеи и «Роза пустыни»

За два года до начала чемпионата в Дохе открылся обновленный Национальный музей Катара. Здание, в котором он разместился, называют одним из самых необычных для Ближнего Востока. Его спроектировал французский архитектор Жан Нувель. При поиске образа он вдохновлялся «розами пустыни» — образованиями из гипса причудливой формы, которые иногда находят в песках. Посетители музея могут познакомиться с историей культуры пустынных кочевников и артефактами, которые специально по заказу эмира Катара искали британские археологи по всей стране в 1970-е годы.

Обложка видео
Qatar Museums / YouTube

Национальный музей в Катаре

Еще одно относительно новое культурное пространство в Катаре — музей M7. Его внешний вид более строгий, проектированием занимались британские архитекторы из бюро John McAslan + Partners. M7 рассказывает не столько о прошлом, сколько о будущем эмирата: он совмещает функции музея и центра креативных технологий, а вместе с тем — традиции арабской архитектуры с хайтеком. Внутри здание как будто вырезано из одного гигантского цельного куска камня.

Специально к ЧМ-2022 в Катаре открыли обновленный Музей исламского искусства. Здание музея было построено еще в 2008 году по проекту американо-китайского архитектора Йо Минг Пея, которому принадлежит и проект знаменитой стеклянной пирамиды Лувра.

Для тех туристов, которым больше интересен спорт, нежели арабская история и искусство, Катар в 2019 году презентовал Музей олимпийского движения и спорта 3-2-1. Организаторы называют его самым инновационным спортивным музеем мира. Это звание обусловлено и расположением: здание примыкает к стадиону Аль-Халифа.

На коллекцию музея инвесторы не поскупились: в нем собраны медали всех Олимпийских игр начиная с 1896 года и официальные плакаты Игр с 1912 года, боксерские перчатки Мухаммеда Али и Мэнни Пакьяо, бутсы Пеле, гоночный автомобиль «Формулы-1» Михаэля Шумахера и бобслейные сани, использовавшиеся ямайской командой на зимних Олимпийских играх 1988 года в Калгари. А в качестве интерактива посетителям предлагают виртуальную симуляцию стрельбы из лука, гребли и других видов спорта.

Маленький Катар с большими амбициями

Когда все стройки будут завершены, игры чемпионата пройдут и болельщики покинут страну, пустынный полуостров в сердце Ближнего Востока, зажатый между большими соседями, останется обладателем самой современной спортивной, транспортной и гостиничной инфраструктуры в мире. Значение этого переоценить сложно. «Катар с самого начала продвигал свой чемпионат мира как демонстрацию арабского единства, позиционируя его как возможность навести мосты между арабским и западным миром», — говорит Христо Айяд, консультант исследовательской платформы InStrat. Успешное проведение мундиаля 2022 года, отмечает он, важно не только для Катара — это символ единства стран Персидского залива, вклад в их общую репутацию.

Однако для этого потребуется еще кое-что: инфраструктуру ЧМ-2022 не достаточно просто построить, ей необходимо найти применение и после завершения турнира. На примере строительства метро в Дохе, имеющего смысл только в контексте прибытия миллионов туристов, заметно, насколько это сложно. Если гигантские стадионы, отели и общественные пространства в Катаре останутся пусты, катарская «стройка века» может, напротив, стать символом завышенных амбиций нефтедобывающих монархий Персидского залива перед лицом все чаще прогнозируемого глобального кризиса.

Кроме того, первое в истории проведение мирового первенства на Ближнем Востоке с привлечением миллионов туристов в столь краткий срок станет испытанием на совместимость западной и восточной культур. Сложности с этим уже есть: это и споры о возможности употребления алкоголя во время ЧМ-2022, и критика нарушений прав сотен тысяч мигрантов, привлеченных к строительству мегапроектов, и бойкот мундиаля из-за проблем с соблюдением прав человека в Катаре.

Россия на это будет смотреть слегка отстраненно: хотя российские болельщики и смогут посетить матчи ЧМ-2022, сборная страны в Катар не поедет. «Россотрудничество» посоветовало россиянам на предстоящем мундиале болеть за сборную Сербии.

Поделиться