Музей невинности и не только. 7 лучших культурных точек Стамбула
. По следам биеннале современного искусства и постоянных экспозицийКроме ярких рынков и высоких мечетей бывший Константинополь все чаще ассоциируется у туристов с современным искусством. С 1987 года в городе проходит биеннале; среди брусчатых улочек спряталось более 60 частных галерей и государственных музеев.
Этой осенью с 17 октября по 20 ноября в Стамбуле прошла 17-я биеннале современного искусства, учрежденная Стамбульским фондом культуры и искусства (İKSV). Основными темами были протест и экология, а большинство проектов сайт-специфичны, то есть настроены на дополнительные смыслы за счет размещения в определенных локациях. В этот раз на фестивале показали более 50 проектов в 12 пространствах по всему городу, в том числе в книжных и букинистических магазинах, больницах, кафе, на станциях метро и в прочих неожиданных местах.
По просьбе РБК Life журналист, автор Telegram-канала «Что посмотреть?» Елена Свиридова продумала авторский маршрут выходного дня: предметно-ориентированное и уличное искусство, локации биеннале и традиционные выставочные пространства, которые стоит иметь в виду при посещении города. Семь ключей к дверям для знакомства с другим Стамбулом, скрытым от туристических глаз.
Музей невинности (Masumiyet Muzesi)
Найти на карте: Firuzağa, Çukurcuma Caddesi, Dalgıç Çk. No:2, 34425 Beyoğlu
Найти в интернете: сайт
В 2012 году турецкий писатель с мировым именем Орхан Памук открыл музей по мотивам своего одноименного романа. Идея проекта возникла у него еще в 1990-е: Памук хотел создать единое произведение из романа и музея, который будет воплощением в реальности художественного мира книги. В 1998 году он купил с этой целью здание причудливой формы в районе антикварных и букинистических магазинов Чукурджума. А в 2008 году был опубликован его роман «Музей невинности».
По сюжету книги главный герой Кемаль из богатой семьи до беспамятства влюбляется в бедную продавщицу Фюсун. Одержимый влечением, он начинает коллекционировать все ее найденные вещи, в том числе разложенные по годам 4213 окурка. В экспозиции музея представлены предметы быта, которые могли окружать героев, каждый стенд пронумерован и посвящен одной из 83 глав романа.
По финальному замыслу Памука музей и книгу можно воспринимать независимо. Хотя, безусловно, они дополняют друг друга: например, в последней главе романа размещен билет, по которому можно попасть в музей бесплатно. Но только один раз.
Галереи на Чукурджума (Çukurсuma)
Найти на карте:
- Firuzağa Mahallesi, Çukurcuma Cad. No:18, Beyoğlu
- Firuzağa, Çukur Cuma Cd. 38/A, 34433 Beyoğlu
Далее вниз по улице расположены по меньшей мере три частные галереи и не менее десяти антикварных магазинов. Галереи заранее не анонсируют свои выставки, но будьте уверены, когда бы вы ни пришли на Чукурджума, вы встретите молодых художников, соло-выставки масляных работ и любопытную скульптуру. Нам удалось познакомиться с работами двух турецких художниц.
Буквально соседнее здание от «Музея невинности» (бывший склад теперь на картах числится как Artspace) оборудовали под выставочное пространство. Чтобы понимать, какого рода это «арт-пространство», стоит упомянуть, что здесь до 15 ноября проходила экспозиция работ Пелин Чаглар, современной турецкой художницы, которая продолжила тему памяти соло-выставкой Who will forget us? («Кто забудет нас»). Это ее первая персональная выставка, хотя до этого работы Пелин мог увидеть любой прохожий в Стамбуле. Ее стрит-арт в разнообразных техниках украшает улицы центральных районов, в особенности — Джихангира. Художница размышляет над трансформацией классических форм и трудится над раскрытием границ изобразительного искусства.
«Who will forget us?» — это 13 картин маслом в авторской технике, которые расположились на пустующем складе. Куратор выставки, Мелис Бекташ, считает, что серия работ исследует движение в статичности портрета через двусмысленность и неопределенность. Благодаря авторской технике лица на портретах начинают превращаться в пейзаж, растворяясь, как образы, оставшиеся в памяти. По словам самой художницы, выставка отсылает нас к концепту чистилища и размышляет над скрытыми, потаенными состояниями человека. Для Пелин важно, чтобы зрители ее работ не столько задумывались о технике, сколько обращали внимание внутрь себя и искали ответы на заданные картинами вопросы.
Пройдете еще несколько домов и встретите C.A.M. Galeri, одну из самых старых (открыта в 1992 году) частных галерей современного искусства в Стамбуле. Здесь выставляются как турецкие, так и зарубежные художники, особое внимание кураторы уделяют презентации молодых авторов. Сейчас в галерее проходит выставка Сельдем Оскай, молодой художницы из Измира.
Ее работы отсылают к творчеству Фриды Кало, они наполнены племенной айдентикой и воспевают женское начало. Вот, что говорит сама Сельдем о своих картинах: «Глядя на мои работы, женщины могут отправиться в самое долгое путешествие — внутрь себя — и встретить там мать, сестру, художницу».
Центр культуры и искусства Топхане-и-Амире (Tophane-i Amire Kultur)
Найти на карте: Kılıçali Paşa, Meclis-i Mebusan Cd. No:1, 34433 Beyoğlu/İstanbul
Найти в интернете: сайт
Пушечный двор, переоборудованный под культурный центр, в этом году предоставил свою площадку для выставки победителей 39-го конкурса «DYO Painting Awards». Инициатива Фонда образования и культуры Яшара стала впечатляющим примером поддержки искусства в Турции. В этом году на конкурс по теме «Природа и человек» подали заявки более 700 художников из Турции, Ирана, Азербайджана, Германии, Чили и Болгарии. Шесть работ были удостоены награды, а 79 приглашены к участию в выставке. Каждый призер получил от 15 до 35 тыс турецких лир. Это не только конкурс, но и лаборатория, где молодые художники могут заявить о себе, выставочные пространства — попробовать найти диалог с новой аудиторией, а посетители выставки и коллекционеры — отследить тенденции и услышать новые имена.
В 2022 году в области живописи были награждены работы «Не забирай меня отсюда» Атилы Национал, «Пшеничное поле» Фуркана Армутчу, «Образы обо мне» Ирфана Донмеза и «Земля-градостроительство» Мурата Озбакыра. Картина «Исчезновение» Шерифе Шен Аккаш получила награду в категории оригинальной печати. Кроме этой временной выставки (до декабря 2022 года) здесь есть и постоянная экспозиция об истории Центра и еще одна временная (до конца 2022 года) выставка, показывающая антураж письменных столов известных турецких писателей и книгоиздателей.
Синагога Зульфарис (Zulfaris Karakoy Derneği)
Найти на карте: Azapkapı, Perçemli Sk. No:3, 34421 Beyoğlu/İstanbul
Найти в интернете: сайт
Здание Синагоги XVII века переоборудовали под выставочный зал. Сейчас здесь можно посмотреть сайт-специфик экспозицию, посвященную размышлениям на темы смерти и религиозных артефактов.
В центральном зале представлен 3D-арт, органично вписанный в пространство обшарпанных стен и тусклых витражей, в другом зале — видео- и музыкальная пространственная инсталляция. Выставка крайне эффектная, но бутафория в художественных инструментах и отношение гостей к экспонатам как к фотозоне производят неоднозначное впечатление.
Музей Пера (Pera Muzesi)
Найти на карте: Asmalı Mescit, Meşrutiyet Cd. No:65, 34430 Beyoğlu
Найти в интернете: сайт
Основанный в 2005 году музей расположился на набережной в бывшем здании отеля Бристоль. Пять этажей музея сочетают постоянную экспозицию и временные выставки. Во время биеннале третий и четвертый этаж занимала временная экспозиция: видеоарт, фотоработы на экологическую тему и документальная выставка о фем-движении.
А на первых двух этажах выставлялись работы европейских и османских художников, коллекция керамики и предметов турецкого быта. Интересно наблюдать, как в одном музее уживаются работы с политическим и социальным контекстами и экспонаты, утверждающие традицию.
Центр изучения искусства перформанса
Найти на карте: Dibek Sokak No: 32 Hacımimi, Beyoğlu
Найти в интернете: сайт
От истории — к современности. За ней можно отправиться в Центр изучения искусства перформанса (Performistanbul Live Art Research Space или PLARS). На первом этаже во время биеннале здесь предлагали подумать о феминизме и погрузиться в атмосферу протеста. В маленькой будочке размером метр на метр, полностью обклеенной изнутри документальными фото за шторой из розовой мишуры, гость выставки как бы оказывался внутри парада митингующих.
PLARS — не только выставочное пространство, но и настоящая лаборатория. Здесь есть библиотека и открытый архив видеоработ турецких и зарубежных художников. Создатели Центра видят перформанс как объединяющую и освобождающую силу и приглашают к сотворчеству кураторов, студентов и художников со всего мира.
Галерея «Бююкдере 35» (Buyukdere 35)
Найти на карте: Boğazkesen Street. No:76 Firuzağa, Beyoğlu
Найти в интернете: сайт
Молодая галерея, основанная в 2017 году, представляет начинающих деятелей совриска. Помимо выставок и ярмарок здесь регулярно проводят мастер-классы живописи и прикладного искусства для всех желающих. Анонсы и афишу ближайших событий удобнее всего смотреть на сайте или в соцсетях «Бююкдере 35».
В рамках биеннале галерею трансформировали в кафе-магазин, где продавали каймак из молока буйволицы. По стенам небольшого переоборудованного кафе развесили зеркала и огромную экспликацию с печальной историей популяции буйволов.
Посреди зала «Бююкдере 35» расположился прилавок, торгующий только одной позицией — каймаком с бейглом и медом. Попробовать его — уникальная возможность прикоснуться к местной традиции и отличный повод почувствовать на себе, как искусство рождается в контакте с наблюдателем.