«Художник»: новый сериал о росте преступности после Второй мировой войны
. Действие происходит в Москве весной 1944-гоВ онлайн-кинотеатре PREMIER вышел сериал «Художник», рассказывающий об охоте сотрудников милиции на жестокую банду убийц в марте 1944 года. Красная Армия переломила ход войны и ведет крупное наступление, освобождены значительные территории. Однако в Москве орудует банда убийц, которая каждый раз на месте преступления оставляет портреты своих жертв. За расследование преступлений берется лучший следователь майор Ефимов в исполнении актера Андрея Смолякова.
Сериал «Художник» продолжает традицию произведений, обращающихся к теме высокого уровня преступности в последние годы войны или после ее окончания. Это и хит 2000-х годов «Ликвидация», и легендарный сериал «Место встречи изменить нельзя», который рассказывает о событиях 1945 года — почти сразу после Победы. Банда «Черная кошка» стала своего рода символом разгула преступности в послевоенные годы.
«Место встречи изменить нельзя» основано на романе «Эра милосердия» братьев Вайнеров. Авторы мало что выдумали, создавая образ криминальной структуры тех лет: во многих городах действительно ходили слухи о «Черной кошке», и банд, которые могли бы претендовать на роль прототипа шайки Горбатого, было очень много. К примеру, еще в 1943–1944 годах в Рязани орудовали банды Барабанова и Петрова-Метелева. Последняя «отличилась» убийством двух сотрудников милиции. После окончания войны количество криминальных структур увеличилось кратно.
Причин такого криминального разгула в послевоенные годы несколько. Первой и самой очевидной стала бедность населения. Разграбленной оккупантами стране потребовалось несколько лет, чтобы восстановить экономику и вернуться на показатели довоенных лет. В архивах сохранились письма обычных людей в адрес депутатов Верховного Совета СССР, по которым мы сегодня можем судить о катастрофическом положении, в котором оказались многие семьи. В стране царил голод, немецкими захватчиками была нарушена инфраструктура, разграблены города и деревни. Средств к существованию почти не было.
Безусловно, такое отчаянное положение подтолкнуло некоторых людей на отчаянные меры. На тяжелую материальную обстановку наложилась и общая психологическая напряженность в стране.
По словам кандидата юридических наук, преподавателя юридического факультета МГУ Евгении Крюковой, нельзя забывать об изменении личностных качеств людей. Те лишения, которые испытали советские граждане за четыре года войны, ожесточили многих из них. Пойти на крайние меры некоторым людям стало психологически проще.
Далее, после войны резко выросло количество детей-сирот и беспризорников. Ситуация была тяжелейшей во всех регионах страны. Власть прилагала колоссальные усилия, чтобы как можно больше детей, потерявших родных, оказались в приемных семьях или детских учреждениях. Милиция создавала специальные отделы по борьбе с беспризорностью.
По материалам Государственного архива РФ (ГАРФ), за 1942, 1943 и начало 1944 года было выявлено более 1 млн беспризорников и приняты меры к их устройству.
Тяжело пришлось и школам. Дети после занятий оказывались без присмотра — даже те, у кого остались в живых родные: взрослым приходилось очень много работать, и дети были предоставлены сами себе.
Житель Севастополя Георгий Задорожников, переживший немецкую оккупацию, в своих «Мемуарах послевоенного мальчика» пишет про первые месяцы работы школы после войны: «Мы часто пропускали занятия, это называлось «говеть». Собирались группками в полуразрушенных домах, жгли костры, взрывали патроны. Часто из разных концов города приходили известия о покалеченных или погибших мальчишках».
Как следствие, многие дети оказались связаны с криминалом. «Спустя несколько лет примерно половина моих приятелей пошли по тюрьмам», — пишет Задорожников.
Борьба с беспризорностью заняла в итоге долгие годы. В 1952 году к проблеме подключилось Главное управление милиции МГБ СССР, где был создан спецотдел по предотвращению преступлений несовершеннолетних. Борьба с беспризорностью шла не очень быстро. Согласно архивам, в 1951 году только официально в стране было зарегистрировано более 198 тыс. беспризорников, задержано — более 20 тыс. В 1952-м же зарегистрировали 188 тыс. беспризорников, задержано — более 18 тыс.
По словам Крюковой, еще одна причина роста преступности, уникальная для послевоенного периода, — рост количества нелегального оружия. «Это было и бывшее военное оружие, оставшееся на руках у населения, и трофейное. В первые годы после войны учет оружия и его сбор были минимальными», — добавила она.
Особенно тяжело ситуация складывалась буквально в первые месяцы после войны, когда не было возможности провести полноценное крупное изъятие оружия. Со временем правоохранительные органы стали действовать более слаженно. Так, согласно материалам ГАРФ, только в 1947 году у населения было изъято более 13 тыс. винтовок, 16,7 тыс. пистолетов, 1,3 тыс. автоматов и 522 гранаты. Увидев такие данные, можно оценить масштабы незарегистрированного оружия, которое находилось у населения после Победы.
Четвертый фактор роста преступности в 1940-е годы — нехватка кадров для борьбы с организованной преступностью. «Лучшие специалисты тогда были заняты расследованием военных преступлений», — рассказывает Крюкова. Соответственно, не хватало высококвалифицированных кадров на быстрый поиск и обезвреживание послевоенных банд. На решение этой ситуации потребовалось значительное время.
Таким образом, возвращение Советского Союза к мирной жизни было продолжительным и непростым. Возросшая преступность мешала людям быстрее начать новую жизнь. Причем произошел рост именно тяжких преступлений: убийств, грабежей, бандитизма. Причин тому было много, но всех их объединяла война, после которой стране пришлось буквально по новой выстраивать все социальные и экономические связи.
Бедность населения, колоссальное количество беспризорников, очень много оставшегося после войны оружия — все это стало целым комплексом проблем, с которыми пришлось столкнуться власти в послевоенные годы. На их решение ушло более десяти лет: только к концу 1950-х годов ситуация стала значительно лучше.
Сериал «Художник» затрагивает тему формирования первых банд, появившихся еще во время войны, и показывает то, в какой тяжелой ситуации окажется страна даже после Победы. Сюжет разворачивается в марте 1944 года. Союзники вот-вот откроют второй фронт, и кажется, что окончательный разгром нацистской Германии совсем близок. Однако радость грядущей победы омрачает серия дерзких и жестоких убийств. Главаря банды поймать не удается, а состав налетчиков всякий раз меняется. Но на месте преступлений неизменно находят портреты убитых. За эти рисунки банду прозвали «Мертвой головой», а ее главаря − Художником.
Расследованием занимаются опытный майор Ефимов и капитан Сазонов. Когда к работе над запутанным делом подключается сотрудник НКВД, каждый герой сериала оказывается под подозрением — и небезосновательно.
В сериале снимались : Андрей Смоляков, Александр Горбатов, Марина Александрова, Дарья Урсуляк и Андрей Мерзликин.