Россияне перестали закупать впрок бытовую химию и средства личной гигиены
. Однако спрос на те же товары по сравнению с 2021 годом значительно выросОнлайн-спрос на товары личной гигиены и бытовую химию в сентябре 2022-го вырос по сравнению с тем же периодом годом ранее. Россияне стали больше покупать прокладки (+13%), дезодоранты (+28%), тампоны (+24%), гели для душа (+22%), крема для тела (+23%), стиральные порошки (+58%), кондиционеры для белья (+67%), средства для мытья посуды (+51%), ополаскиватели для белья (+68%). Но совсем иначе выглядит спрос на те же товары по сравнению с прошлым месяцем. Данные собственной аналитики РБК Life предоставил сервис сравнения товаров и цен Price.ru.
Иная картина, если анализировать данные не год к году, а сопоставить цифры с предыдущим месяцем. Так, в прошедшем сентябре по сравнению с августом 2022 года востребованность тех же товаров упала: дезодоранты — на 27%, тампоны — на 29%, скрабы — 18%, антиперспиранты — на 30%. Меньше всего в спросе потеряло жидкое мыло — 8%. И к бытовой химии с началом осени покупатели проявляли меньше интереса: спрос на чистящие средства упал на 17%, на пятновыводители — на 19%, на стиральные порошки — на 8%.
«Эти колебания находятся в пределах стабильности рынка и не говорят о каких-либо новых тенденциях, кроме обычного сезонного спроса», — отметили эксперты сервиса.
Цены на дезодоранты в российских интернет-магазинах сегодня колеблются от 100 руб. до нескольких тысяч за брендовые товары, на тампоны начинаются от 150 руб. и могут достигать 25 тыс. руб. (за оптовые упаковки), на зубные пасты разбег стоимости от 70 до 700 руб.
Говоря о ситуации в целом, специалисты отмечают, что сейчас впрок такие товары люди уже не покупают. Многие еще расходуют сделанные весной запасы. Например, продажи предметов женской гигиены не могут восстановиться уже пятый месяц после ажиотажных закупок марта 2022 года. Сохранившийся интерес к этому сегменту распределился неравномерно: он падает на товары популярных брендов, но растет на отечественные марки — такие данные своего аудита приводит исследовательская компании NielsenIQ (есть в распоряжении РБК).
Весной этого года россияне опустошали полки магазинов, опасаясь возможного дефицита этой продукции и скачка цен на нее. Продажи прокладок и тампонов с 28 февраля по 6 марта 2022 года в упаковках выросли на треть по сравнению с тем же периодом годом ранее, а в денежном выражении — в 1,7 раза.
Ажиотаж возник на фоне заявлений иностранных производителей бытовой химии и женской гигиены о сокращении бизнеса в России. Такое решение приняли Procter & Gamble (выпускает марки Always, Naturella и Discreet) и Johnson & Johnson (O.B., Carefree), цены на их продукцию в марте в среднем выросли на 20–40%. Внимание покупателей в этой связи переместилось впоследствии на отечественные марки. Они стали чаще делать выбор в пользу продукции малоизвестных производителей по заметно меньшей стоимости. Например, продажи бюджетных гигиенических прокладок челябинского изготовителя под брендом Bibi к 1 сентября 2022 года выросли на 639% по сравнению с прошлым годом, показали данные сервиса онлайн-аналитики розничных продаж «Продажи.рф».