Кто еще, кроме Tesla. Какие компании делали роботов и чем это закончилось
. Эксперименты от Honda, андроид Xiaomi и отечественный FEDORTesla уже достаточно давно считается не автомобильной, а ИТ-компанией. Неспроста ее акции на биржах продаются в одном сегменте с интернет-гигантами, а не именитыми автопроизводителями. Впрочем, постоянное сравнение ее капитализации с другими автобрендами, все равно меняет восприятие компании в глазах обывателей.
Однако после очередного AI Day, на котором Tesla представила собственного робота-андроида, такое положение дел изменилось окончательно.
Рассказываем подробно, что же собой представляет новый андроид Optimus от Tesla, а заодно вспоминаем, кто еще из производителей потребительского рынка создавал собственных человекоподобных роботов.
Optimus от Tesla
Человекоподобный робот Optimus, который был презентован компаний Tesla на мероприятии AIDay, в перспективе может заменить часть сотрудников на производствах, а также поступит в свободную продажу.
Американская компания продемонстрировала сразу два прототипа. Первый самостоятельно вышел на сцену мероприятия и даже помахал рукой зрителям в зале. Перед этим Илон Маск предупредил, что фактически это первый раз, когда робот ходит самостоятельно и автономно, «без каких-либо кабелей».
В своей работе Optimus использует сенсоры, камеры и компьютер аналогичные тем, что отвечают за функцию автопилота в электромобилях Tesla. Также он самообучается, используя те же процессы, что и автопилот на дорогах.
Второй прототип «Оптимуса», который, по словам Маска, «внешне уже очень близок» к тому, что собирается производить Tesla серийно в будущем, продемонстрировал компоновочные решения и технические параметры устройства. Этот робот оснащен блоком литий-ионных батарей емкостью 2,3 кВтч, который разместился по центру его туловища. По словам разработчиков, при полной зарядке запаса энергии должно хватить на один день работы. При том, что робот оснащен 28 актуаторами, управляющими шарнирами в его «суставах».
Кроме того, в специальном демонстрационном ролике разработчиками было показано, какие действия может совершать Optimus. В частности, он может работать на производстве в качестве складского работника и сортировать запчасти и комплектующие, а также пользоваться более сложными предметами с ручками и визуально оценивать обстановку вокруг, например, брать в руки лейку и поливать с ее помощью комнатные цветы.
По словам Маска, главная цель при работе над Optimus — это создание робота, который может освободить человеческую рабочую силу. По его заявлению, замена лишь части людей может улучшить экономические показатели производства в два раза.
Предприниматель также отметил, что главная проблема похожих на Optimus роботов в том, что они не могут долго работать автономно и стоят очень дорого из-за небольших объемов производства. Tesla же собирается производить Optimus в больших объемах, чтобы обеспечить невысокую цену на робота. Маск отметил, что при действительно большом тираже стоимость Optimus может составить порядка $20 тыс.
CyberOne от Xiaomi
Другой современный технологический гигант, который также начал работу над собственным андроидом, — это Xiaomi. В начале августа китайская компания представила на специальном мероприятии в Пекине своего первого человекоподобного робота-гуманоида CyberOne.
Его параметры максимально приближены к человеческим: рост составляет 177 см, а вес — 52 кг. CyberOne обладает размахом рук 168 см и передвигается со скоростью 3,6 км/ч.
За деятельность андроида отвечает сложная система датчиков и лидаров. CyberOne снабжен множеством сенсоров, которые позволяют ему ориентироваться в пространстве, распознавать людей и разговаривать с ними на различные темы.
Гуманоид также может самостоятельно ходить на двух ногах, переносить небольшие предметы и понимать настроение человека благодаря умению распознавать 45 основных эмоций. Например, на собственной презентации CyberOne уже продемонстрировал некоторые свои навыки и подарил цветок главе Xiaomi Лэй Цзюню, а также показал ему одну из основных стоек кунг-фу. А в конце вечера даже сделал селфи с руководителем компании.
В Xiaomi отмечают, что CyberOne — это прототип, но компания планирует и дальше создавать роботов и активно развивать это направление деятельности. Так как CyberOne не собираются выводить на рынок, то пока его будут использовать в качестве исследовательской платформы. По этой же причине ориентировочная стоимость такого робота не называется.
FEDOR от НПО «Андроидная техника»
Проект человекоподобного робота, который изначально имел рабочее название «Аватар», реализовывался Фондом перспективных исследований совместно с НПО «Андроидная техника» по заказу МЧС России. Основная цель проекта заключалась в разработке системы комбинированного управления антропоморфным робототехническим комплексом для выполнения спасательных операций. Работа над проектом началась в 2014 году, а уже в 2015 был продемонстрирован первый прототип.
Затем в октябре 2016-го тогдашний вице-премьер Дмитрий Рогозин представил прототип робота-андроида в рамках проекта «Спасатель» и заявил, что поручил создать робота для полета в космос. Тогда же робот получил имя FEDOR, которое расшифровывалось как Final Experimental Demonstration Object Research (Финальный экспериментальный демонстрационный объект исследований).
В июле 2019-го был показан вариант «Федора», который должен был отправиться на МКС. Он получил позывной Skybot F-850 и 22 августа того же года совершил полет на Международную космическую станцию на корабле «Союз МС-14». Причем «Федор» находился в центральном кресле экипажа.
FEDOR был оснащен речевой системой, способной распознавать слова и выдавать ответы. Масса робота составляла 106 кг, рост — 182 см, а его мощность достигала 15 кВт (чуть более 20 л.с). FEDOR работал на операционной системе реального времени, разработанной в Санкт-Петербурге на базе Linux. В автономном режиме он мог работать один час. Впрочем, управление им также могло осуществляться оператором на большом расстоянии через спутниковую связь.
По заявлениям разработчиков, помимо сложных задач в космосе, робот FEDOR в автономном режиме также мог самостоятельно открывать двери, работать с дрелью, водить автомобиль и квадроцикл, проходить лабиринт «змейка» и подниматься по ступеням. Создание «Федора» обошлось примерно в 300 млн рублей.
ASIMO от Honda
Среди производителей, работающих в области потребительского рынка, одним из первопроходцев, начавших экспериментировать с робототехникой, также была автомобильная компания. Японская Honda в 2000 году продемонстрировала своего робота-андроида по имени ASIMO (сокращение от Advanced Step in Innovative Mobility, «Продвинутый шаг в инновационной мобильности»).
Впрочем, разработан он был не самим автомобильным подразделением Honda, а в центре фундаментальных технологических исследований в Bако (Япония). Название ASIMO, помимо самого значения аббревиатуры, было выбрано еще и в честь писателя Айзека Азимова (на латыни пишется Asimov), придумавшего три фундаментальных закона робототехники.
ASIMO стал третьей версией робота от Honda, а сама компания начала экспериментировать над человекоподобными андроидами еще с середины 1980-х. Так, первый прототип E0 был представлен еще в 1986 году, а затем практически каждый год модернизировался. Его последняя версия Е6 увидела свет в 1993-м.
Следующую серию человекоподобных роботов с индексом P представили также 1993 году, и эта модель претерпела еще три обновления вплоть до 1999 года.
На всех этапах стояла задача создать прямоходящего робота, чья плавность движений была бы максимально приближена к человеческим. Такие устройства могли выполнять бытовые задачи разного рода, а также помогать людям с ограниченными возможностями.
ASIMO, представленный в 2000 году, имел рост 130 см и вес 54 кг. Согласно исследованиям компании Honda, этот рост идеально подходит для робота-помощника, поскольку позволяет ему управлять практически всеми бытовыми приборами — от ручек дверей и замков до выключателей света.
Робот питался от блока литий-ионных батарей. В самом начале аккумуляторы позволяли ему работать в среднем один час, но с переходом на никель-металлогидридные батареи время автономной работы было увеличено.
В общей сложности за полтора десятка лет работы над ASIMO было представлено пять поколений андроида. А версия, увидевшая свет в 2005-м, даже была показана на Московском автосалоне 2006 года.
С каждым новым поколением функционал ASIMO расширялся. Две последние версии, представленные в 2011-м и 2014-м, благодаря камерам и лазерным датчикам в голове робота могли не только самостоятельно передвигаться, но и обладали способностью распознавать движущиеся объекты, позы, жесты, окружающую обстановку, звуки и лица. Все это позволяло им взаимодействовать с людьми. Они также могли интерпретировать голосовые команды и жесты человека, что позволяло им распознавать, когда предлагается рукопожатие или когда человек машет или указывает, а затем реагировать соответствующим образом.
В июле 2018 года Honda объявила о прекращении коммерческой разработки ASIMO и сообщила, что сосредоточится на работе над роботами с дистанционным управлением в стиле аватара. За 18 лет было собрано чуть больше 100 различных модификаций ASIMO, часть из которых даже передавалась в аренду для тестовой эксплуатации. Первый ASIMO сейчас выставлен в Национальном музее развивающейся науки и инноваций (Мирайкан) в Токио.