7 самых интересных экспонатов Музея-квартиры Майи Плисецкой
. Идеальный досуг для серых и холодных выходныхЛетом в Москве открылся музей-квартира великой балерины Майи Плисецкой. И если в хорошую жаркую погоду проводить время в четырех стенах, пусть и очень атмосферных, не хотелось, то сейчас самое время запланировать посещение. Рассказываем, как устроен музей и на какие экспонаты стоит обратить особое внимание.
Трехкомнатную квартиру на шестом этаже в доме на углу Тверской (бывшей улицы Горького) и Мамоновского переулка Майя Плисецкая и Родион Щедрин приобрели в 1963 году. Правое крыло здания, построенное в 1936 году, предназначалось для Наркомлеса, левое, послевоенной постройки, — для артистов и сотрудников Большого театра. Супруги прожили здесь вплоть до 1991 года. К тому моменту Плисецкая уже не работала в Большом, в 1990-м Юрий Григорович отправил ее «на пенсию». После распада Советского Союза Плисецкая и Щедрин переехали в Мюнхен, но, приезжая в Москву на время, останавливались именно в этой квартире. В последний раз Майя Михайловна побывала здесь в апреле 2015 года, незадолго до смерти. В феврале 2022 года Щедрин передал помещение Музею имени Бахрушина.
Обстановку квартиры сохранили практически в нетронутом виде. Здесь все напоминает о великой приме мирового балета, при этом убранство помещений очень скромное. В гостиной развешаны афиши спектаклей, в серванте расставлены фигурки лебедей из металла, фарфора, хрусталя — как напоминание о самой известной партии Майи Плисецкой, Одетты-Одилии из «Лебединого озера». На сцене Большого она исполняла эту партию более 800 раз.
В гардеробной выставлено несколько ее сценических костюмов: розовое платье, созданное Ивом Сен-Лораном для балета «Гибель розы» Ролана Пети, черный костюм с сеткой из «Кармен-сюиты» на музыку Щедрина, платье из полупрозрачного газа с металлизированной вышивкой к балету «Анна Каренина» по дизайну Пьера Кардена. Последнего Майя Михайловна называла «эталоном вкуса, фантазии, красоты». Результатом их творческого союза стали многочисленные костюмы, выполненные по эскизам мастера к постановкам «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Балерина оставалась верна кутюрье и в жизни, выбирая его платья на премьеры, светские выходы, торжественные мероприятия.
В кабинете Родиона Щедрина можно увидеть его концертный фрак и партитуры некоторых произведений. Плисецкая говорила, что муж продлил ее балетную карьеру как минимум на 25 лет. Она танцевала даже на торжественном юбилейном вечере в честь своего 80-летия: партнером балерины в зажигательном фламенко выступил Хоакин Кортес. Об этом памятном вечере рассказывают фотографии на стенах.
Спальня Плисецкой и Щедрина — настоящий музей произведений искусства. В изголовье кровати висит ковер работы художника-индустриалиста Фернана Леже, а по стенам развешаны портреты Майи Михайловны работы Артура Фонвизина, Арутюна Галенца, копия работы австрийского художника Эрнста Фукса.
Кухня была любимым местом супругов — здесь принимали близких друзей. Готовила в основном помощница по хозяйству, Катя, но Майя Михайловна с удовольствием сама солила огурцы и грибы. По ночам балерина часто засиживалась на кухне до глубокой ночи, раскладывая пасьянсы. Известно, что артистка всю жизнь страдала бессонницей.
Семь самых важных и интересных экспонатов
Кукольный сервиз из керамики. Набор детской посуды маленькой Майе подарила хозяйка небольшого магазинчика в Осло. В тот момент семья Плисецких ехала к месту службы отца — на Шпицберген. Отец Майи Михаил Эммануилович работал там сначала первым руководителем «Арктикугля», затем — генеральным консулом СССР. Здесь семья прожила с 1932 по 1936 год, здесь Майя впервые приняла участие в самодеятельной балетной постановке.
Духи Bandit от парфюмера Робера Пиге. Впервые этот аромат в коричневом флаконе Плисецкая получила в подарок на Новый год — в ночь с 1958-го на 1959-й. Ту новогоднюю ночь молодожены Плисецкая и Щедрин отмечали дома у своей приятельницы Лили Брик на Кутузовском проспекте. А из Парижа подарок привезла писательница Эльза Триоле, супруга поэта Луи Арагона, сестра Лили.
Платья и шляпки от Кардена. «Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом», — говорила Плисецкая. Балерина познакомилась с французским кутюрье в конце 1960-х и любила бывать у него в ателье. Она также дружила с Ивом Сен-Лораном и Коко Шанель. С 1953 по 1959 год, когда артистка была невыездной, красиво и стильно одеваться ей помогала спекулянтка Клара, перепродавая импортные вещи. В коллекции музея имеется несколько платьев прямого силуэта, созданных в парижских мастерских Pierre Cardin, и авангардные шляпки из черного велюра и лаковой кожи: в основе их геометрического дизайна — круг, трапеция и треугольник.
Портрет Плисецкой работы Артура Фонвизина. Известно, что Майя Михайловна любила позировать и делала она это вдохновенно, меняя образы и костюмы. Фонвизин захотел изобразить ее в роли «Черного лебедя». Поэтому, когда балерина ехала к художнику на сеанс, обязательно брала с собой пачку, трико, головной убор со страусовыми перьями. За этот портрет художник получил медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.
Фотопортрет Лили Брик. Фотография Лили Брик висит в спальне среди семейных снимков. Благодаря музе русского авангарда произошло знакомство Майи Плисецкой и Родиона Щедрина. Это случилось в 1955 году на вечере в честь актера Жерара Филиппа. На тот момент Щедрину было 22 года, а Майе уже исполнилось 29.
Произведения Фернана Леже. В квартире два ярких многоцветных ковра работы французского художника-авангардиста, мастера индустриальных форм: один — на полу в кабинете Щедрина, другой — в спальне супругов. Также на одной из стен можно заметить небольшое керамическое панно с инициалами F.L. Все это подарки Нади Леже, супруги Фернана и приятельницы Лили Брик. С Надей Майя Плисецкая познакомилась в свой первый приезд во французскую столицу, в 1961 году. Чуть позже та познакомила балерину с Пьером Карденом и Марком Шагалом.
Литографии Марка Шагала. Марку Шагалу Майя Михайловна часто позировала в различных балетных позах, а он набрасывал угольком быстрые линии на ватмане. Однажды Плисецкая узнала себя на его знаменитом панно в театре «Метрополитен-опера». «Одна уж точно я — бедро выгнула, накренилась, вытянулась, как струна, руки забросила за заплечья, ноги по второй позиции. Что-то такое я и взаправду изображала Шагалу… Ухватил Марк Захарович сей момент…» — писала она. После передачи квартиры Бахрушинскому музею сотрудники обнаружили две литографии Шагала на дне чемодана в гардеробной Плисецкой. И обе — с авторскими автографами. На одной стоит подпись карандашом: «Для Майички. Марк Шагал». Другая подписана: «Для Майи с сердечным приветом».